Накануне младшему лейтенанту Виктору Талалихину не повезло: подбитый им в воздухе вражеский бомбардировщик, скрываясь в густых ночных облаках, выскользнул из светового поля и удрал.
Вылетев в следующую ночь снова, чтобы перехватить идущие на Москву фашистские бомбардировщики, Виктор Талалихин патрулировал в заданном районе. Ночь была светлая, лунная. Напрягая зрение, летчик вглядывался в ночное небо. Подстеречь врага было не так просто.
При одном из заходов он увидел, как в свете луны невдалеке от него вспыхнул и мгновенно погас огонек.
«Самолет!»
Талалихин направил своего ястребка на сближение.
Приблизившись незаметно к самолету, летчик ясно увидел свастику на хвосте и черный крест на фюзеляже. Это был бомбардировщик «Хейнкель». Талалихин выпустил по нему первую очередь пуль. Меткий удар был для врага роковым. Правый мотор бомбардировщика задымился и вспыхнул. Пулеметы на нем молчали. Видимо, вражеские летчики были ошеломлены внезапностью нападения на высоте четырех тысяч метров и долго не могли притти в себя. Фашисты стали быстро снижаться, а затем, круто повернув, пытались улизнуть.
— Нет, не уйти тебе, кровожадный стервятник! — сказал Талалихин.
Прибавив газ и зайдя «Хейнкелю» в хвост, он неотступно наседал на него. Подобравшись к врагу, он стал в упор обстреливать кабины.
Внезапно у Талалихина замолчал пулемет. Не отставая от «Хейнкеля», летчик торопливо ощупал все части пулемета. Все было в исправности. Но в заряднике не оказалось больше патронов.
«Уйдет!» — мелькнуло в голове.
Вспомнилась вчерашняя неудача. Нервы у летчика напряглись до крайности.
«Нет, он не должен уйти! Буду таранить»
Посмотрев на приборы, Талалихин вплотную подошел к вражеской машине. Неожиданно ему в правую руку ударило что-то горячее. Пуля обожгла кисть.
Талалихин напряг все силы, руки еще крепче сжали штурвал. Он резко прибавил газ, сделал бросок вперед и, зайдя сверху, со всей силой ударил «Хейнкеля» в хвостовое оперение. Бомбардировщик вздрогнул, накренился и стал беспомощно снижаться. Раздался оглушительный взрыв. Рвались баки с бензином. Разламываясь на куски, стервятник полетел к земле.
Самолет Талалихина, не выдержав страшного удара, стал тоже падать. Летчик отстегнул ремни и выбросился на парашюте. Он опустился на колхозном огороде.
Как потом выяснилось, Талалихин сбил важную «птицу». Среди убитого экипажа находился немецкий подполковник. На груди его тускло мерцал орден железного креста, а на рукаве кителя была фашистская эмблема, выданная за разгром норвежского города Нарвика...
Защищая столицу от врага, Талалихин показал беспримерное мужество.
Двадцатитрехлетний комсомолец, в недавнем прошлом рабочий мясокомбината имени Микояна, Талалихин сейчас лучший истребитель в своей части. За бои с белофиннами он награжден орденом Красной Звезды.
Правительство высоко оценило подвиг отважного летчика. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Я. МАКАРЕНКО (1941)
☆ ☆ ☆
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Молодой лётчик погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде).