Вспомните, как Вас ругала воспитательница в детском саду, отчитывала завуч, когда Вы чуть её не сбили на перемене, как пилила вторая половинка, как наезжал босс или заказчик.
Стали ли Вы после этого доедать суп, ходить по стеночке, идеальной половиной и исполнителем?
Какие желания у Вас возникали? Чтобы воспитательница исчезла, завуч заболела, рядом с Вами была Моника Белуччи или Брэд Питт и Вы вышли на пенсию миллионером, наняв бывшего босса чистить Вам ботинки.
Какие чувства Вы испытывали? Как будто Вас сжимают, как пружину; злобу, ярость, раздражение; желание грубо ответить? Едва ли Вы хотели сделать то, чего хотели от Вас все эти люди. Скорее наоборот ‒ прямо противоположное. Назло им.
Эта реакция старая, даже древняя. Наши первобытные предки действовали одним из двух способов: атаковали кинувшего в них камень соплеменника или убегали, если боялись. Мы сегодня не можем себе этого позволить (ни сбежать, ни атаковать), рождается внутренний конфликт. Наши инстинкты требуют одного, общество - другого. Мы раздражены и точно не собираемся быть паиньками. Так что же делать?
Действовать нужно иначе.
Если атакуют руганью Вас, вспомните, что это первобытная и естественная стратегия поведения. Ругающий не контролирует себя. К тому же не знает, как действовать иначе. Спокойно объясните, что повышением тона и грубостью от Вас ничего не добиться и предложите выработать план действий вместе. Возможно, Вам придётся повторить это несколько раз, прежде, чем Вас услышат. Кричащий глух. Когда атакующий успокоится, ему, вероятно, будет стыдно за своё поведение. У Вас появится возможность попросить повышение, прибавку карманных денег, закрывать тюбик зубной пасты… допишите свой вариант.
Трудно? Первый раз ‒ почти невыполнимо. Второй ‒ едва различимо проще. Пройдёт время, и Вы удивитесь, насколько Ваше самоуважение перевоспитает Вашего оппонента.
Если же Вы сами хотите чего-то добиться от других людей, используйте следующую методику.
От сильного, или метод поощрений.
Хвалите за поступки, если Вы хотите, чтобы их повторили. Для большинства людей похвала - высшее поощрение. Если работодатель хвалит за успехи - это не значит, что платить работнику не нужно. И наоборот, не нужно считать, что если платит, то похвала ни к чему. Это работает иначе: если похвалили, в следующий раз работник сделает работу лучше. Если старания остались без внимания, возрастает вероятность, что стремление сделать работу на совесть пойдёт на убыль.
Так же и дома. Если ребёнок сам прибрал игрушки так, что без слёз не взглянешь, похвалите его. Подскажите, на что обратить внимание в следующий раз. Как только он поймёт, как прибирать, он будет прибирать именно так. Если, конечно, Вы продолжите хвалить.
Жена, которую обнял муж и поблагодарил за завтрак, отметив, что новый рецепт удачный, повторит кулинарный эксперимент на следующий день. А муж, повесивший спустя год просьб полку и получивший похвалу, помоет посуду и почистит пылесос.
Дисклеймер.
Во-первых, с похвалой не перестарайтесь: всё хорошо в меру.
Во-вторых, трансформации происходят не сразу. И у многих из нас не хватает терпения пройти путь поощрений и вдохновения. Наберитесь терпения! Эта инвестиция окупится результатами, полезными привычками и более гармоничными отношениями как в деловой, так и личной сфере.
Действуйте сейчас!
Похвалите близких прямо сейчас за что-то определенное. Повторите завтра.
Если статья понравилась, похвалите автора, поставьте лайк.
--
Будьте сегодня эффективнее, чем вчера!
Архангельский Юрий и Точки Роста.