Мы уже рассказали о контактных системах направленного движения для автобусов. Теперь же речь пойдет о бесконтактных – оптических и магнитных.
По размеченной дороге
Оптическая система направленного движения была разработана в конце 1990-х французскими компаниями Matra и Renault в рамках проекта по созданию автобусов в ныне популярном «метро-стиле»: низкопольных, модульной компоновки, с центральным местом водителя. Помимо дизайна и некоторых конструкторских решений эти автобусы должны были стать похожими на современные трамваи еще и тем, что могли следовать по определенной, жестко заданной трассе.
Разработчики решили не идти по пути физического ограничения курса движения, как это было реализовано в проектах O-Bahn, KGB, GLT/TVR и, чуть позже, Translohr. Ставку сделали на современные компьютерные технологии, а именно на систему интерактивного распознавания дорожной разметки. На фронтальной панели автобусов сверху в декоративном кожухе устанавливались одна или две камеры, по трассе маршрута наносились «виртуальные рельсы» – две параллельные прерывистые линии по центру или слева по ходу движения. Исходя из расположения этих полос, компьютер, обрабатывающий данные с видеокамер, подавал команды на рулевое управление, корректируя курс следования автобусов.
Данная система получила название Visée. Она позиционировалась как первый случай применения искусственного зрения на пассажирском транспорте. После того как компания Matra вошла в состав концерна Siemens, произошел ребрендинг: технологию переименовали в Optiguide.
«Виртуальные рельсы» изначально помогали осуществить точный подъезд к остановкам – так, чтобы зазор между транспортным средством и посадочной платформой составлял не более 6 см. В этом случае прерывистые полосы должны были наноситься за 50 метров до остановочного пункта и на такое же расстояние за ним. Позже было предложено использовать оптическую систему для задания курса движения при следовании по всему маршруту.
Стоит отдельно остановиться на ограничениях. Для корректной работы датчиков скорость движения автобуса не должна превышать 40 км/ч. Кроме того, распознавание трассы может быть затруднено упавшими листьями, туманом и выпавшим снегом. Соответственно, технология Optiguide может быть применена в достаточно ограниченном числе городов, где не устанавливается постоянный снежный покров. При снегопадах по трассе маршрута должна непрерывно курсировать снегоуборочная техника. Как вариант, в это время транспортные средства могут переводиться на обычное рулевое управление.
Интересный факт: первоначально планировалось, что автобусы, оснащенные системой Visée, также получат…
Продолжение материала на интернет-портал "СпецТехника и Коммерческий Транспорт" (ST-KT.Ru)