По вечерним пробкам мы продрались вглубь Апшеронских сёл - к посёлку Дигях (4,5 тыс.) у "горящей горы" Янардаг. Здесь выжимает из земли не липкую грязюку, а газ, концентрации которого достаточно, чтобы при контакте с кислородом гореть.
С такими факелами отождествляется прозвище Азербайджана - Страна Огней. Да и Атурпатак ("хранитель огня"), сатрап Малой Мидии, переметнувшийся к Македонскому - возможно, не имя, а сан в зороастрийском духовенстве. На иных факелах строились атешгяхи - храмы огнепоклонников, причём столь древние, что до сих пор не ясно, зороастрийские они или индуистские: скорее, их основали арии ещё до разделения по цивилизациям и верам. В Тегеране в зороастрийском храме мобед при упоминании Баку благоговенно закатил глаза: "наш огонь поддерживается искусственно, а там - самой природой". Но молиться в атешгяхах уже в 19 веке стало некому, а с истощением месторождений погасло и большинство огней. Янардаг - кажется, последний естественный факел Апшерона, и буквально накануне нашего приезда его окультурили да превратили в музей с недешёвым (кажется, 12 манат, то есть 300 рублей) входом. Судя по трибуне, здесь проводятся какие-то представления или концерты:
Официально музей работает днём, но на огонь смотреть интереснее в сумерках, и охранник, конечно же, знает об этом.
Так что и в это время сюда не зарастает народная тропа. Вот не туристы, а явно совершенно местная семья.
Огонь без топлива впечатляет, но при ближайшем рассмотрении похож на конфорки с кухонь. У десятка факелов жар стоит такой, что вплотную не подойти. Но с поправкой на размер обычный костерок с дровами горячее - когда я бросил скомканную бумажку, она скатилась быстрее, чем успела заняться. И в общем много фоток Янардага не сделаешь, но смотрели на неугасающее пламя мы добрый час: