На первый взгляд апшеронские пейзажи тоскливы. Если большая часть Азербайджана - зелёные холмы, переходящие в леса на склонах двух Кавказов, то Апшерон похож скорее на Мангышлак или Кара-Богаз за морем. Там, где его сёла не стоят сплошняком - пустыня:
Впрочем, людьми обжитая с каменного века - вон на тех далёких глыбах крупнейший в постсоветских странах комплекс наскальных рисунков Гобустан, среди которых есть и азербайджанские народные танцы "ялла", и поразившие Тура Хейердала изображения лодок. Возможно, здесь и изобретённых впервые:
В глине Апшерона попадается множество странных сущностей:
Но всё непонятное здесь пахнет нефтью. Вот лужи чёрной, резиново-блестящей грязи - то ли асфальтовое озеро, то ли просто утечка с ближайшего месторождения:
Апшерон называют антиподом Тамани - два полуострова продолжают Кавказский хребет. Роднит их и ещё кое-что - грязевые вулканы. Но если там они "блеваки", то здесь - боздаги, "серые горы": Апшерон является мировым центром этого явления природы. На полуострове и прилегающих берегах известно от 350 до 700 боздагов до нескольких сотен метров высотой. На один из таких вулканов, кажется Дашгиль (317м), мы и забрались под вечер:
На тропе - забавная табличка, судя по отсутствию азербайджанского дубляжа оставленная каким-то туристом:
Прежде я видел грязевые вулканы на Тамани, в соседней Керчи и даже на далёком Сахалине, и в общем-то отличаются они скорее окружающим пейзажем, чем обликом и повадками. Грифоны, то есть конусы извержения, на Апшероне выше и круче, но течёт из них такая же точно жидкая чёрная липкая холодная грязь:
Грязевые вулканчики - сущность не по забавности загадочная. Даже первый в истории снимок их извержения я видел в журнале "Вокруг Света" за 1960-какой-то год. Сам принцип действия вулканчиков понятен - полужидкая масса в земле находится под большим давлением и потому лезет наверх по трещинкам.
Но вот происхождение их уже не имеет единой гипотезы, зато имеет чёткую закономерность - грязевые вулканчики вырастают там, где нефть соседствует с тектонической активностью.
В кратерах грифонов грязь жидкая почти что как вода, и ритмично булькает одинокими пузырями. Иногда, - такое я заставал на каждых грязевых вулканах, где бывал, но нигде не успел заснять, - наверх вылетают целые фонтанчики грязи. Она не опасна, но отмывается тяжело, и около каждого грифона есть риск забрызгаться.
Но случаются порой и светопреставления, похожие на извержения настоящих вулканов.От каких-то брожений в недрах Земли грязь взлетает на десятки метров вверх и расползается потоками, способными погребать деревни. Вместе с грязью из земли вырывается газ, и в той же Керчи, где вулканчики лежат в низинке, над ними висит едва заметный сероводородный запах. На бакинских вулканах обычно нет и его - всё сдувает свежий ветер Каспия. Однако при мощных извержениях газ прорывается в таких объёмах, что начинает гореть. Факелы с температурой до 1200 градусов могут достигать километра (!) в высоту, а брекчия (грязь и камни) выбрасываться вверх на сотню метров. С 1806 года на Апшероне произошло более 200 крупных извержений, иногда по несколько раз за год. Самый активный из местных вулканов Локбатан с 1828 года извергался 17 раз, а Отман-Боздаг (на фото) в 1902 году накрыл внезапным факелом шестерых пастухов и отару из нескольких тысяч овец. Я, конечно, надеялся увидеть извержение, но даже его последствия впечатляют:
Апшерон несколько больше, чем Апшеронский полуостров, и на карте имеет Г-образную форму с самим полуостровом и участком побережья на юге, и имено на последнем высится большинство "серых гор". У подножья "нашего" вулкана раскинулся Алят - ПГТ (10,8 тыс. жителей), основанный в 1935 году как грузовая пристань:
Ныне это главные морские ворота Азербайджана (грузооборот 11 миллионов тонн), один из нескольких небольших портов Каспийского моря, обеспечивающих навигацию меж его стран, как иранские Энзели или казахстанский Актау. С 2014 года сюда перевели паромный терминал национального пароходства "Caspar", и вот на рейде за островом Гиль видны сразу два парома:
Гиль - целый архипелаг плоских безжизненных островов с названиями вроде Святой Зухры или Деда Коркута. Гораздо интереснее выглядит лежащий подальше остров Булла - на Каспии есть ещё и подводные грязевые вулканы, причём даже над поверхностью они торчат не всегда: