Государство урегулировало ранее существовавший «пробел» в правовом статусе ФНС как залогового кредитора.
С 1 апреля вступили в силу изменения в ст. 73 НК РФ, отраженные в п. 2.1.
С этого момента:
— при наличии у налогоплательщика неисполненного обязательства по уплате налогов (сборов, страховых взносов) в течение 1 месяца по вынесенным решениям о взыскании, по которым был наложен арест на имущество,
— или по вступившим в силу решениям ФНС о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, на основании которого уполномоченным органом вводился запрет на отчуждение имущества (передачу в залог),
такое имущество налогоплательщика признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.
Данный вид залога, установленный законом, подлежит государственной регистрации и учету (в выписке ЕГРН на объекте недвижимого имущества появится обременение в виде записи о залоге в пользу ФНС).
В случае наличия на имуществе залога третьего лица (банка, иного залогодержателя-кредитора), залоговые требования налоговой будут признаны последующими.
Но что вытекает из данного нововведения?
— во-первых, налоговый орган автоматически получает права залогодержателя, что в рамках закона о банкротстве (ФЗ-127) дает право ФНС получить статус Залогового кредитора в реестре кредиторов (п. 7.1 ст. 16), а соответственно наделяет налоговый орган преимуществом перед другими кредиторами в удовлетворении своих требований, согласно норм ст. 18.1 и ст.138 ФЗ-127.
Полагаю, что в данном случае столкнемся с противоборством сторон по вопросам распределения сумм, вырученных от реализации имущества, среди кредиторов; оспаривания конкурсными кредиторами требований ФНС о включении в реестр её требований как залоговых, что в свою очередь послужит оттягиванию сроков реализации залогового имущества должников. Будем отслеживать и анализировать появляющуюся по этому вопросу судебную практику.
— во-вторых, снятие залога и погашение записи о залоге в органе госрегистрации будет возможно только после предоставления соответствующего решения, вынесенного уполномоченным должностным лицом налогового органа, скорость исполнения которого пока не ясна. Высока вероятность снятия таких залогов в судебном порядке.
— в-третьих, появление залога на имуществе неплательщика, лишает последнего права на его беспрепятственную реализацию.
Вот такой «сюрприз» подарили бизнесу на 1 апреля, как раз в разгар карантинных мер.