Найти тему
Русский Север

На краю света. Там, где заканчиваются дороги

"Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,

ты увидишь, он бескрайний..."

Север - это действительно окраинная территория нашей страны. Здесь неизбежно заканчиваются все дороги: автомобильные, железные, просёлочные и даже пешеходные тропы. Сегодняшний рассказ нам хотелось бы посвятить железной дороге. Поговорим о тех самых тупиках, за пределами которых как раз и остаётся тот самый бескрайний бездорожный Север.

Архангельск

Архангельск - это своеобразный рекордсмен нашего сегодняшнего топа. Город являетя железнодорожным тупиком с 1898 года, когда на деньги старообрядческого купца Саввы Мамонтова была построена линия Вологда-Архангельск. Пассажирские поезда приходили на станцию Архангельск-пристань, где люди пересаживались на теплоход, пересекали Северную Двину и попадали уже собственно в город.

Город с высоты птьичего полёта. Здесь и далее фото из открытых источников
Город с высоты птьичего полёта. Здесь и далее фото из открытых источников

В 1964 году было завершено строительство моста через реку, и уже в 1965 году открылась новая станция Архангельск-город, расположенная всего в двух километрах от исторического центра.

Карпогоры

От Архангельска на восток тянутся железнодорожные пути легендарного (до сих пор не достроенного) Белкомура. Ветку построили в 60-е годы XX века, сегодня она связывает Пинежский район с областным центром.

Мост через Пинегу на линии Архангельск-Карпогоры
Мост через Пинегу на линии Архангельск-Карпогоры

Рельсы уходят за станцию Карпогоры-пассажирские, но не очень далеко и практически не используются. Одно время были планы проложить дорогу в портовую Мезень (город в устье одноимённой реки на берегу Белого моря), но и им не суждено было воплотиться. Будут ли когда-нибудь соединены Карпогоры и Вендинга (тупиковая станция другой части Белкомура в республике Коми), не знает точно никто.

Нёнокса

Во время войны из Архангельска была построена железнодорожная ветка в Молотовск - молодой город на берегу Белого моря. Сегодня он известен как Северодвинск - крупный центр отечественного кораблестроения.

Насыпь, размытая штормом в августе 2018 года
Насыпь, размытая штормом в августе 2018 года

В Северодвинске желензая дорога не заканчивается. Она тянется ещё сорок километров по берегу моря до старинного поморского села Нёнокса. Пассажирское сообщение с городом представлено двумя парами рельсовых автобусов в день.

Нёнокса
Нёнокса

Стоит отметить, что с советского времени и до сего дня Нёнокса является закрытой военной территорией (рядом расположен испытательный полигон), поэтому тем, кто не является жителем села, необходимо оформлять пропуск (ссадят с поезда).

Воркута

Перенесёмся из солнечного Северодвинска в холодную Воркуту. В 1937 году началось строительство Северо-Печорской железной дороги, которая связала Котлас с Воркутой. Благодаря упорному труду заключённых ГУЛАГа стройка окончилась спустя 4 года, а в 1942 году открылось регулярное движение поездов.

Железнодорожный вокзал Воркуты
Железнодорожный вокзал Воркуты

Железная дорога долгое время была единственным, что связывало город с остальным миром. В 2010-е годы был проложен зимник, так что теперь в хорошую морозную погоду можно попытать счастья и выехать из Воркуты на личном автомобиле.

Лабытнанги

Город с поэтичным названием Лабытнанги (в переводе с языка хантов "семь лиственниц") находится в Ямало-ненецком автономном округе на берегу протоки Оби напротив Салехарда.

Железнодорожный вокзал Лабытнанги
Железнодорожный вокзал Лабытнанги

Железная дорога пришла сюда в те времена, когда город ещё даже не получил статуса рабочего посёлка. В 1948 году здесь открылась железнодорожная станция. Сегодня Лабытнанги связывает регулярное сообщение с Москвой (фирменный поезд "Полярная стрела") и Воркутой.

Поезд на линии Воркута-Лабытнанги
Поезд на линии Воркута-Лабытнанги

Новый Уренгой

Этот молодой город возник в 1975 году благодаря открытым здесь газовым месторождениям. Сегодня Новый Уренгой - это газовая столица России, крупный развивающийся город.

Новый Уренгой - газовая столица России
Новый Уренгой - газовая столица России

Интересно, что железная дорога пришла в эти места ещё в пятидесятые годы. Грандиозный проект Трансполярной магистрали, появившийся еще в 1928 году, предусматривал железнодорожную линию от Баренцева моря до Чукотки. В 1949 году силами всё тех же заключённых началось строительство ветки от Салехарда до Игарки. Линия была построена, но после смерти Сталина работы по продлению магистрали были приостановлены, а уже построенная ветка заморожена.

Заброшенная линия Салехард-Игарка
Заброшенная линия Салехард-Игарка

В 1982 году в Новый Уренгой снова пришла железная дорога - на этот раз линию протянули от Сургута. В 1985 году на сатнцию Новый Уренгой пришёл первый пассажирский поезд. Сегодня город связан регулярным сообщением с Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском, Оренбургом, Уфой и Казанью.

Новый вокзал Нового Уренгоя
Новый вокзал Нового Уренгоя

***

Мы обязательно продолжим рассказывать вам о тех местах, где заканчиваются дороги и начинается настоящий бездорожный бескрайний Север. Спасибо, что читаете нас!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц