"Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним,
ты увидишь, он бескрайний..."
Север - это действительно окраинная территория нашей страны. Здесь неизбежно заканчиваются все дороги: автомобильные, железные, просёлочные и даже пешеходные тропы. Сегодняшний рассказ нам хотелось бы посвятить железной дороге. Поговорим о тех самых тупиках, за пределами которых как раз и остаётся тот самый бескрайний бездорожный Север.
Архангельск
Архангельск - это своеобразный рекордсмен нашего сегодняшнего топа. Город являетя железнодорожным тупиком с 1898 года, когда на деньги старообрядческого купца Саввы Мамонтова была построена линия Вологда-Архангельск. Пассажирские поезда приходили на станцию Архангельск-пристань, где люди пересаживались на теплоход, пересекали Северную Двину и попадали уже собственно в город.
В 1964 году было завершено строительство моста через реку, и уже в 1965 году открылась новая станция Архангельск-город, расположенная всего в двух километрах от исторического центра.
Карпогоры
От Архангельска на восток тянутся железнодорожные пути легендарного (до сих пор не достроенного) Белкомура. Ветку построили в 60-е годы XX века, сегодня она связывает Пинежский район с областным центром.
Рельсы уходят за станцию Карпогоры-пассажирские, но не очень далеко и практически не используются. Одно время были планы проложить дорогу в портовую Мезень (город в устье одноимённой реки на берегу Белого моря), но и им не суждено было воплотиться. Будут ли когда-нибудь соединены Карпогоры и Вендинга (тупиковая станция другой части Белкомура в республике Коми), не знает точно никто.
Нёнокса
Во время войны из Архангельска была построена железнодорожная ветка в Молотовск - молодой город на берегу Белого моря. Сегодня он известен как Северодвинск - крупный центр отечественного кораблестроения.
В Северодвинске желензая дорога не заканчивается. Она тянется ещё сорок километров по берегу моря до старинного поморского села Нёнокса. Пассажирское сообщение с городом представлено двумя парами рельсовых автобусов в день.
Стоит отметить, что с советского времени и до сего дня Нёнокса является закрытой военной территорией (рядом расположен испытательный полигон), поэтому тем, кто не является жителем села, необходимо оформлять пропуск (ссадят с поезда).
Воркута
Перенесёмся из солнечного Северодвинска в холодную Воркуту. В 1937 году началось строительство Северо-Печорской железной дороги, которая связала Котлас с Воркутой. Благодаря упорному труду заключённых ГУЛАГа стройка окончилась спустя 4 года, а в 1942 году открылось регулярное движение поездов.
Железная дорога долгое время была единственным, что связывало город с остальным миром. В 2010-е годы был проложен зимник, так что теперь в хорошую морозную погоду можно попытать счастья и выехать из Воркуты на личном автомобиле.
Лабытнанги
Город с поэтичным названием Лабытнанги (в переводе с языка хантов "семь лиственниц") находится в Ямало-ненецком автономном округе на берегу протоки Оби напротив Салехарда.
Железная дорога пришла сюда в те времена, когда город ещё даже не получил статуса рабочего посёлка. В 1948 году здесь открылась железнодорожная станция. Сегодня Лабытнанги связывает регулярное сообщение с Москвой (фирменный поезд "Полярная стрела") и Воркутой.
Новый Уренгой
Этот молодой город возник в 1975 году благодаря открытым здесь газовым месторождениям. Сегодня Новый Уренгой - это газовая столица России, крупный развивающийся город.
Интересно, что железная дорога пришла в эти места ещё в пятидесятые годы. Грандиозный проект Трансполярной магистрали, появившийся еще в 1928 году, предусматривал железнодорожную линию от Баренцева моря до Чукотки. В 1949 году силами всё тех же заключённых началось строительство ветки от Салехарда до Игарки. Линия была построена, но после смерти Сталина работы по продлению магистрали были приостановлены, а уже построенная ветка заморожена.
В 1982 году в Новый Уренгой снова пришла железная дорога - на этот раз линию протянули от Сургута. В 1985 году на сатнцию Новый Уренгой пришёл первый пассажирский поезд. Сегодня город связан регулярным сообщением с Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском, Оренбургом, Уфой и Казанью.
***
Мы обязательно продолжим рассказывать вам о тех местах, где заканчиваются дороги и начинается настоящий бездорожный бескрайний Север. Спасибо, что читаете нас!