Найти тему
Чудище с книгой

Труженики моря

Художник Ю. Игнатьев
Художник Ю. Игнатьев

Облизывалась я облизывалась на "Отверженных" Виктора Гюго, а читать взялась "Тружеников Моря" в рамках борьбы с "нечего надеть и некуда повесить" в книжном шкафу. Книжка на полке стоит? С ней психическая травма, нанесённая школьной программой связана? Нет? А не читана тогда почему?

Вот по такому принципу я себе Тружеников Моря и выбрала, и внезапно оказалось, что это заключительная книга "Трилогии о роке". Первая - горячо любимый мной Собор Парижской Богоматери, где обличье рока - суеверие, а в Тружениках - стихия.

Если вы только думаете, с чего бы начать своё знакомство с творчеством Виктора Гюго, то мой вам добрый совет: отложите на время эту книгу в сторону. Возьмите лучше Собор. Он в разы живее и динамичнее. А тот, кто преодолел все прекрасные, но пространные описания Тружеников Моря - тот и сам немного Жильят от читательства. Серьёзно. Описания в романе живы, ярки, веселы и остроумны, а в чём-то даже энциклопедичны, но их очень много. Я бы здесь даже провела параллель с книгой "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции" Сельмы Лагерлёф, настолько подробно Гюго описывает нам Нормандские острова. Будто Труженики моря - и на самом деле беллетризированный учебник географии/краеведения. На самом деле я всё ещё в раздумьях - основной сюжет романа - это спасение паровой машины парохода "Дюранда", а биографии персонажей до катастрофы - экспозиция, или же все жизнеописания Жильята, месса Летьери и других персонажей тоже непосредственная часть основного сюжета.

"Труженики Моря" - книга о подвиге. На мой взгляд, подвигов здесь даже два, и главный совершён вовсе не в море и посвящён вовсе не борьбе со стихией. Хотя любовь, наверное - тоже своего рода стихия.