Самоизоляция. Время напряженное, приходится все дни сидеть дома, лишь изредка покидая его стены в поисках еды и лекарств. Как никогда актуальной становится тема чаепития: семейного или в одиночестве, с конфетами и пряниками или вхолостую. А ведь раньше была прекрасная традиция. Сидели, пили чай, обсуждали новости, собирали семейные советы. Эта тема была и остаётся одной из любимых в творчестве художников.
Московский художник Семен Леонидович Кожин родился в 1979 году. Рисовать начал рано, посещал Краснопресненскую художку. Окончил академический художественный лицей им. Томского РАХ, а затем и академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Участник множества выставок. Часто путешествовал по стране, по российской живописной глубинке. Пишет пейзажи, исторические и жанровые сюжеты. Его картина «Чаепитие», где главная героиня яркая женщина в красивом традиционном костюме пьет чай из блюдца, немного грустная, но теплая, душевная, домашняя. На столе стоит самовар, ваза с сушками и печеньем, фрукты, ягоды, конфета - скромное угощение для чаепития в гордом одиночестве. Хотя зачем ей больше?
Еще более скромное угощение у детей на картине «Посетители» Николая Петровича Богданова-Бельского. Хотя что им еще надо к чаю для полного счастья? Сахар да баранки. Чай мальчик и девочка тоже пьют из блюдец, в стакане-то и чашке дольше будет остывать. Короткие стрижки у обоих ребят, задумчивые, немного напряженные взгляды - может и не каждый день им удается испить такого вкусного напитка. Эта работа русского художника-передвижника, академика живописи, Богданова-Бельского, написанная им в начале 20 века, находится в частной коллекции.
Знаменитый русской художник, импрессионист, Константин Алексеевич Коровин, представил на полотне «За чайным столом» семью своего прекрасного учителя - Василия Поленова, которая отдыхала в дачном доме в деревне Жуковка. Он изобразил их так, словно это случайно сделанный кадр, сюжет из жизни, мгновение, которое остановилось. Такая душевная сцена чаепития из жизни семейства - ни намека на какую-либо постановочную историю, все естественно, мило, по-домашнему. А как все красиво, эстетично: члены семьи одеты в бело-синие наряды в тон посуде на столе. А пейзаж на фоне выполнен на контрасте, однако, он гармонично дополняет происходящее на веранде действо. Идиллия. Эта картина автора находится в коллекции государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника Поленова.
Картина российского художника, реставратора, искусствоведа Игоря Эммануиловича Грабаря, «За самоваром», находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Здесь прекрасно всё: и девушка в процессе чаепития, и стол, на котором расположились три вазочки с вареньем и еще одна, кажется, с медом. Аппетитно. Смотришь на полотно и хочется повторить - достать свои запасы ароматного варенья и чаю испить. Игорь Грабарь родился в Будапеште, его отец был юристом, а мальчик с детства грезил только искусством. Он учился в егорьевском лицее, потом Московском Императорском лицее, а после и в Академии художеств у Ильи Репина. Потом были путешествия по Европе, преподавательская деятельность, увлечение импрессионизмом. Собственного в этом жанре и написана его работа «За самоваром».
Пейте чай и оставайтесь дома. Других вариантов у нас пока нет.