Есть в истории искусства картины, которые ускользают от однозначной трактовки. Это делает их невероятно притягательными для новых и новых поколений искусствоведов. «Менины» Веласкеса – одна из них. Давайте попробуем разобраться, что на ней изображено и что делает ее такой загадочной.
Сюжет
Перед нами разворачивается простая сценка: художник занят написанием портрета королевской четы (Филипп IV и Марианны Австрийской) в своей мастерской во дворце Алкасар. Сюда вбегает их дочь, Маргарита Тереза, со свитой фрейлин (исп. las meninas). Взгляды героев картины устремлены на короля с королевой, которых мы видим лишь в отражении зеркала.
Композиция
Веласкес – виртуозный мастер построения композиции и сложносочиненных пространств, и вершины этого мастерства он демонстрирует в «Менинах».
Очевидным центром полотна является инфанта: она стоит по центру, тела фрейлин развернуты к ней. Дополнительным акцентом служит светлый цвет ее платья, оно – самое яркое пятно на картине.
Тем не менее наш взгляд не останавливается на ней надолго. Причина – распахнутая дверь в задней части комнаты, которая начинает «засасывать» наш взгляд вглубь картины. Оттуда мы переходим к зеркалу, сильно выделяющемуся на фоне стены – это отражение фигур на невидимом переднем плане, которых рисует художник; оно «отбрасывает» нас обратно к ближнему краю комнаты.
Пространство
А здесь начинаются сложности. Веласкес прекрасно владеет законами перспективы и устраивает настоящую головоломку.
Может казаться, что в отражении – королевская чета, чей портрет рисует художник (это одна теория). Но, как показывают эксперименты исследователей, на самом деле мы смотрим на комнату не с центральной позиции, а несколько справа. Поэтому в отражении – именно фрагмент портрета, который рисует художник внутри этого полотна.
Обратите внимание на саму комнату: Веласкес изображает ее целиком, и ровно половину полотна занимает пространство над головами. Казалось бы, зачем? Ему важно создать иллюзию «присутствия»: картина огромная (318*276 см), и в покоях Филиппа IV она стояла на полу. Так создавалось ощущение присутствия в момент написания собственного портрета (к слову, несуществующего в реальности). Отсюда и эффект «моментального снимка».
Скрытые символы
На стене висят 2 больших полотна: это копии «Афины и Арахны» Рубенса и «Аполлона и Марсия» Йорданса. Сюжеты обеих картин связаны с состязанием с богами в мастерстве, за которое пришлось затем поплатиться.
Веласкес тоже состязается – не с богами, но с самой реальностью. Но его не наказывают – наоборот, король награждает его орденом Сантьяго, который художник дорисовал на своей груди спустя 3 года после написания картины.
Триумф художника
В конце концов оказывается, что главный герой картины – сам художник. Ведь художник написал «Менины», это его глазами мы смотрим на происходящее. Одновременно с этим мы видим его на полотне в процессе написания картины: он смотрит здесь на королевскую чету так же, как смотрел на «Менины» в процессе работы.
А самое главное – он «присваивает» взгляд короля. «Менины» – это попытка посмотреть на мир глазами Филиппа IV, эта сцена принадлежит Его взгляду. Так позиция короля (зрителя) совпадает с позицией художника.
Это лишь одна трактовка картины, которая кажется мне наиболее убедительной.
А что думаете вы? Почему эта картина столь притягательна?
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!