Вообще, Вербный базар в Благородном собрании стоит особняком среди мероприятий, проводимых во время Великого поста.
Судите сами: с одной стороны, затея вполне душеспасительная. Устроители - дворяне, купцы, члены императорской фамилии - отправляют доход от продаж на благотворительные цели.
С другой - развлечения гостей на базаре «постными» вряд ли назовешь, уж больно все это напоминало великосветские балы и приемы.
В Москве Вербный базар обычно проходил в Благородном собрании (в XX веке известном как Дом Союзов) в начале апреля.
В эти дни здание было не узнать – лестницу убирали тропическими растениями и гирляндами хвои, а залы оформляли в самых разных стилях.
Так, в 1910 году парадный вестибюль Благородного собрания был превращен в русскую палату. Здесь играл оркестр гудошников, работало механическое пианино, а вся прислуга, вплоть до мальчиков, была одета в боярские костюмы.
В другом зале посетитель попадал в Италию – попечительство Тверской части устроило там средиземноморскую таверну.
Рогожское же попечительство выстроило в своем зале обсерваторию в средневековом стиле.
Для пущего погружения в дух времени гость мог принять участие в познавательной игре.
Ему предлагали решить загадку, нажав кнопку с выбранным ответом. Если ответ был правильным, то на северном или южном полюсе появлялась … комета! А если ответ неверный, то в окошечке появлялась юмористическая надпись.
Здесь же, в обсерватории, желающие могли попасть в кабинет хиромантки или сделать «юмористическую фотографию».
Под куполом зала, продающего вещи императорской семьи, парил громадный аэроплан – точная копия модели Фармана.
Пройдя далее, гость попадал в «царство Шантеклера».
В то время в Москве с оглушительным успехом шла пьеса Э. Ростана «Птичий двор» («Шантеклер») и благородные дамы в кафе были одеты в костюмы по мотивам этого произведения.
Была даже устроена игра «Шантеклер». При удачном выпадении шарика петух ярко освещался электрическом, а победитель получал приз.
Несмотря на то, что театральные представления Великим постом были запрещены (ну разве что концерты духовной музыки и т.п.), на Вербном базаре по вечерам выступали разнообразные кабаре. Для них отвели Малый зал.
В курительной же комнате был устроен модный "аналог" театра - синематограф, а в Круглой гостиной – моментальная фотография.
Но главной приманкой Вербного базара была «грандиозная лотерея-аллегри»
Это была мгновенная лотерея с немедленным получением выигрышей.
От благотворителей поступало обычно несколько тысяч предметов, в числе которых было несколько десятков ценных вещей: вазы, ковры, картины известных художников, швейные машины, пианино, золотые цепочки и т.п.
Жертвователями, как правило, выступали члены царской фамилии, а конкретно императрица Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна.
Поскольку Вербный базар представлял собой светское мероприятие, то дамы из высшего общества принимали в нем самое активное участие.
Например, газеты сообщали о том, что в описанном выше «киоске-аэроплане» в качестве продавщиц работали супруга московского градоначальника А. Андрианова и жена известного богача немецкого происхождения Г.М. Марка.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 «Крынкинский рай» на Воробьевых горах