Патриаршие пруды входят в топ-5 районов Москвы с самыми высокими арендными ставками. Спрос на открытие бизнеса здесь был всегда, пусть даже этот бизнес и работал один месяц (бывало и такое).
С конца марта улицы пусты. Практически весь бизнес закрылся на месяц, который власти объявили нерабочим, а местные жители ушли в самоизоляцию.
Автор блога "Патриаршие" Владимир Степанченко поговорил с местными предпринимателями и узнал, как они переживают этот кризис, на что надеются и когда планируют вновь открыться:
Илона Камышникова, владелица бутика красоты N-boutique и ивент-пространства PrivateZone (ул.Садовая-Кудринская, 32/2):
"Денег в Москве больше нет. И это только начало кризиса"
— Как долго вы уже ведете бизнес на Патриарших?
— Восьмой год. Последние годы на пересечении Садовой-Кудринской и Малой Бронной.
— У вас сейчас два бизнеса не работают?
— Да.
— Для вас все это было полной неожиданностью.
— Когда все это началось, было понятно, что все закроется. Когда у нас пошло снижение выручки, сначала 30%, потом 50%, потом 70%, потом у меня был первый день, когда была нулевая выручка. У меня ни разу за восемь лет такого не было! 26 числа нас окончательно накрыло выступлением Президента.
— Вы арендуете помещения?
— Да, как и большинство на Патриках.
— Какие у вас отношения с арендодателем?
— Мы с ним в отличном контакте. Когда у меня первый ноль случился, я позвонила, сказала: “Давайте думать”. Он пошел на то, чтобы снизить ставку.
— На какой период? На месяц?
— На пару месяцев, но опять-таки это было еще до того, как нас полностью закрыли. Мы ожидали, что будет просто отток, люди будут боятся коронавируса, но теперь мы вообще не зарабатываем, выручка — ноль. Мне нужно поддержать команду, я обещала сохранить выплаты, аванс точно, а дальше будет видно. Сегодня Президент выступил и сказал, что может пересмотреть меры. Я пальчики скрестила. На днях разрешили работать салоном красоты с медицинской лицензией. Это палка о двух концах. Потому что а) медицинская лицензия есть далеко не у всех, а только у тех, кто делает инъекции и аппаратные процедуры, и б) есть ограничения для нераспространения коронавируса – обязательно соблюдать дистанцию 1,5 м. А таких процедур нет! А дальше начали открываться салоны с медлицензией и предлагать все услуги, включая маникюр, педикюр, стрижки, и получили штрафы по два миллиона, насколько я знаю из телеграм-каналов.
— А в вашем бизнесе есть какая-то финансовая подушка?
— Деньги вообще всегда в обороте. У меня в салоне продукции на сотни тысяч. Большая часть денег уходит в развитие, в обучение сотрудников, в закупки средств. Салоны красоты — это не какой-то высокомаржинальный бизнес. Тут нет бешенных заработков. У клиник медицинских есть, у салонов красоты — нет.
— Ваша команда как отреагировала?
— Все в шоке, хотят работать, занимаются самообразованием, верят в то, что я их не брошу. Это же уже второй кризис за время открытия салона. Я сказала, что они опять могут на меня рассчитывать. При этом большая часть живет на съемных квартирах, у кого-то кредиты, пишем письма в банки, чтобы пересмотреть, но пока банки не идут на уступки.
— Если ситуация и в мае не улучшится, что вы будете делать с работниками?
— Я буду поддерживать. Гарантированно выплачу аванс за апрель, несмотря на то, что мы не работаем. Загадывать нельзя, ситуация может меняться, завтра скажут: «Давайте откроем салоны красоты и автомойки!» И я выведу своих людей, и мои клиенты, которые звонят и пишут, придут к нам. Другое дело, что я точно знаю, что они не будут к нам ходить так же часто, как раньше. Часть моих клиентов уже потеряли работу, у части сократили зарплаты. В Москве непострадавших нет!
— А вот эта история, что сейчас мастера поедут частным образом по квартирам…
— Мы против, мы абсолютно против. Наши клиенты просили послать кого-то домой. Но ты не знаешь, кто уже болен коронавирусом, а кто бессимптомно болеет. Большой риск. В салоне он тоже, конечно, есть. Но в салоне он меньше: мы гарантированно всё обрабатываем, в зале и комнате сотрудников у нас круглый и не первый год работают бактерицидные лампы-рециркуляторы, у нас все одноразовое, сотрудники нездоровые на работу не допускаются.
Сейчас мы не знаем, откуда вернулись наши клиенты. Когда они куда-то уезжают, мы знаем точно куда и насколько, они всегда перед выездом делают маникюр, педикюр, красятся. У нас была клиентка, которая позвонила нам, сказала, что у нее на работе был выявлен коронавирусный больной, сама она сделала тест, который дал отрицательный результат, но мы все равно вынуждены были ей отказать.
Мы радеем прежде всего за безопасность сотрудников и наших гостей. Сейчас на самоизоляции повысился уровень бытового насилия, оказалось, люди друг друга просто не знают, дети, родители, мужья, жены. Отправляя своего сотрудника в чей-то дом, ты же не знаешь, что у кого дома происходит, свидетелем и участником какой ситуации может стать наш сотрудник, поэтому мы категорически против обслуживания на дому. Всегда были и всегда будем!
— Если бы вы оказались Путиным или Собяниным, вы бы какие меры поддержки вашей индустрии предложили?
— Нам дали отсрочку по страховым взносам. Это полумера. Понизили их с 30% до 15% — это нужно было и без коронавируса сделать! Сейчас, конечно, они меняют свои решения каждый день. Вот сейчас вышло разъяснение, что мы можем не платить аренду до конца года. Но я понимаю, что у моего арендодателя тоже есть обязательства, есть работники, которым он платит зарплату, налоги на недвижимость. С другой стороны, он тоже понимает, что если сейчас съедет весь бизнес из помещений, Патрики будут стоять пустыми, и все равно придется опустить цену. Так что лучше договариваться. Я думаю, эта ситуация сбалансирует арендные ставки в районе.
— Ваш прогноз, когда ваша индустрия откроется?
— Я бы очень хотела, чтобы как можно скорее. Мастера мои страдают без работы, клиенты без нас тоже страдают, как бы забавно это не звучало. Девочки они такие девочки. Больше меня напрягает, что у людей не будет денег. Даже если в мае салоны откроют, мы реально сильно просядем. Денег в Москве больше нет. И это только начало очередного кризиса.
С другой стороны, я нахожусь в позитивном настрое. Когда закончится самоизоляция, люди, научившись великолепно готовить (сейчас в инсте только мёртвый не готовит), придут в мое ивент-пространство и будут праздновать победу над коронавирусом, и будут хвастаться своими новыми достижениями на кухне. И устроить у нас вечеринку будет сильно дешевле, чем в ресторане.
А вообще-то неплохо, что нас закрыли по домам. Мы узнали свои семьи, мы переоценили свою жизнь, и больше не будем столько потреблять.
*****
Жанна Шпагина, основатель Био бистро "Циники" (Богословский пер., 8/15 стр.1):
"Я думаю, еще два-три месяца мы не сможем принимать гостей"
— Сколько существует ваш бизнес на Патриарших?
— Я очень люблю район Патриарших и людей, которые привязаны к этому месту с особой атмосферой. Появление Био бистро “Циники” связано с очень сложной жизненной ситуацией, в которую я попала. История кофейни берет начало с 2015 когда, когда я приобрела франшизу “Даблби” и арендовала помещение в Богословском переулке, 8/15. В последствии оказалось, что я была втянута в коррупционную схему по незаконному распоряжению федеральной собственностью “Почты России”, и при попытке защитить свои права лишилась имущества, меня просто выставили на улицу.
— Но бизнес вы же перезапустили прямо за углом?
— Да, жители района меня знали, я познакомилась с нынешним собственником помещения, где сейчас и находятся “Циники”. Вместе с коллективом нам удалось реализовать новую концепцию. Многие сомневались, говорили мне, что я с командой выбрала самый трудный путь, что людям нужно продавать мясо и пиццу, но мы верили в свой проект, мы верили в то, что шаг за шагом и наше общество, и наши гости будут изменять свой рацион питания, свой образ жизни. Многие гости оценили и высококлассные напитки на основе спешалти кофе, матчи, приготовленных на правильно подобранном альтернативном молоке, и блюда, приготовленные из-под ножа повара исключительно из овощей, семян и фруктов.
— И сейчас все закрылось?
— Да, у нас в апреле год с момента запуска. Как и многие другие кафе и рестораны, мы попали в ситуацию, когда неясно, что будет с нашим районом и с нашим бизнесом.
— Вы ведете переговоры с арендодателем?
— Наш арендодатель очень хороший человек, и он идёт нам навстречу, и верит в нас и наш проект. И прекрасно понимает, в какой ситуации мы оказались. Главное сохранить друг друга и работать на перспективу. Мы пока проговорили про месяц, про который нам Владимир Владимирович Путин сказал сидеть дома. Если адекватный арендодатель и арендатор, они всегда договорятся.
— Вы работаете на вынос сейчас?
— У нас двери закрыты, мы работаем только на доставку.
— На сколько у вас упала выручка?
— Доставка — это 5-8% от нашей прежней выручки.
— Как вы поступили со своими работниками?
— У нас крутая команда бариста и поваров, которых мы с таким трудом собирали. Мы отпустили двоих ребят в другие города, они уехали к своим семьям. Две девочки пока сидят дома, они напуганы эмоционально, они боятся выходить. Мы всем платим зарплату. Мы ещё не знаем, как долго сможем платить. Кто-то говорил, что есть беспроцентный займ. Будем займы брать. Ребятам я говорю, у кого съёмные квартиры, давайте я сама буду звонить вашим арендодателям и просить о скидке на аренду квартир.
— На ваш взгляд, когда рынок восстановится?
— Это никто не может сказать. Есть надежда, что если ситуация будет развиваться как сейчас (все будут сидеть дома и соблюдать самоизоляцию), через месяц нам, возможно, разрешат работать как-то по-другому, но гостей в зал вряд ли пустят. Я думаю, еще два-три месяца мы не сможем принимать людей в помещении.
*****
Татьяна Тихонова, основатель клиники White Story dental clinic (Большая Бронная, 17):
"Этот период нужно просто переждать"
— На Патриарших мы работаем пятый год. За это время мы уже много чего пережили. В 2015 году, когда мы только въехали в помещение клиники, на Большой Бронной начался капитальный ремонт. Для нас это был не самый простой период. Вокруг строительные леса, развороченный асфальт, паллеты из плитки…. Пациентам попросту сложно было до нас добраться. В последующие годы мой бизнес развивался спокойно и ровно. В конце 2019 года мы решили сделать капитальный ремонт и полностью обновить клинику. Было вложено немало средств в реконструкцию, закуплено оборудование. Конечно же, никто не ожидал такого сложного периода в 2020 году.
Кризис наша клиника переживает спокойно. Мы приняли решение, что на период самоизоляции будем закрыты, и отказались от приема пациентов даже по острой боли. Врачи находятся дома, потому что риск их заражения и передачи вируса по цепочке пациентам в нашей сфере очень высокий. Мы несем убытки, но для меня здоровье моих сотрудников и пациентов в приоритете. Безусловно, мы помогаем нашим постоянным пациентам, например, если им требуется неотложная медицинская помощь, я могу определить к знакомым дежурным врачам, которые работают в государственных клиниках.
Из приятного – наши арендодатели пошли на встречу и снизили арендную плату на 50 % на период самоизоляции. Оставшуюся сумму мы можем равномерно распределить на тот период времени, когда вернемся к нормальному графику работы. По моим подсчетам случится это не раньше середины мая – начала июня. Судя по другим странам пик эпидемии у нас еще не пройден.
Мы продолжаем вести социальные сети. Люди находятся в изоляции и им интересно читать про уход за зубами в домашних условиях. Нашим пациентам мы предложили формат бесплатных онлайн-консультаций. Врачи клиники могут дать какие-то рекомендации и обсудить на будущее план лечения. А вот прямые эфиры мы не ведем. Я считаю, что сейчас подобный контент в избытке.
По моим прогнозам, клиники начнут постепенно возвращаться к работе с середины мая. Но более-менее ситуация нормализуется не раньше середины июня. Что ждет бизнес после самоизоляции? В этом плане я сохраняю спокойствие и уверенность. Российские бизнесмены пережили множество макро- и микрокризисов. Испугать многих из нас чем-то уже сложно. Безусловно, нас ждет непростой период, будет рецессия. Именно поэтому мы закупили впрок материалы для нашей работы. Я специалист по эстетической стоматологии и работаю с люминирами и винирами производства США. Я понимаю, что мы столкнемся со сложностями в поставках, стоимость материалов привязана к курсу доллара. Повышение цен рано или поздно неизбежно. Но пока я хочу удержать привычный для наших пациентов прайс. По каким-то позициям, думаю, придется чуть подняться.
Возможно, я думаю слишком позитивно, но я в целом оптимист. В жизни всегда есть падения и есть взлеты. Люди все равно придут, и работа будет у всех. Экономить, естественно придется, но не на своей красоте и здоровье. Сейчас в это не простое время очень важно поддерживать друг друга, заботиться о себе и своих близких, не нервничать. Не читать пугающих новостей, но в тоже время быть бдительными. Сохраняйте спокойствие – стресс очень сильно подавляет нервную систему. Этот период нужно просто переждать. Впереди лето — и мы снова будем гулять на наших любимых Патриарших прудах.
*****
Алексей Познахарев, основатель детского центра «Ребус» (Трехпрудный переулок, 11/13, с.2)
"Не было никаких сомнений, что рассчитывать надо только на себя"
— Как давно работаете на Патриарших?
— Мы относительно молодой бизнес — нам менее трех лет. Первые клиенты переступили наш порог в январе 2018 года, подготовительная работа к открытию началась в середине 2017.
— Как детский центр переживает кризис?
— Относительно спокойно. Да, пришлось предпринять ряд мер, и нельзя сказать что «все прекрасно», но многим гораздо хуже, чем нам. Как и все, мы узнали обо всем из новостей. Держались до последнего, но когда объявили «нерабочие недели» — пришлось уйти на удаленную работу.
— Есть ли финансовая подушка безопасности?
— К счастью, да. Последние два года были успешными, так что до нового учебного года мы в относительной безопасности.
— Ведете ли переговоры с арендодателем? Пробуете договориться?
— Конечно, ведём переговоры, хотя и с переменным успехом. Терять арендаторов сейчас никому невыгодно, тем более, что наше помещение достаточно большое и сложное для сдачи. Нам удалось договориться о временном снижении арендной платы, но пока неясно, сколько будет длиться это «временно».
— А коллектив у вас в отпуске?
— У нас никто не ушёл в отпуск — все работают. Мы уменьшили количество официальных рабочих часов, но никого не сократили и не уволили. Для нас это принципиально. Я очень ценю и уважаю свою команду, и не готов никого из них терять. Педагоги пишут программы занятий на следующий год и записывают видео для своих учеников. Управляющий приводит в порядок документы, администраторы занимаются написанием внутренних инструкций, а у маркетолога задач стало даже больше, чем обычно!
— Пробовали ли выходить в онлайн? Продвигать свои образовательные услуги для детей?
— Пробуем. В целом — это возможно, хотя и имеет свои нюансы. Наш проект завязан на личном взаимодействии, на эмоциональном контакте, и на других вещах, которые очень сложно делать через экран ноутбука. Есть очень много прекрасных проектов, которые специализируются на этом поле, и мы не видим смысла пытаться с ними конкурировать. Наша цель в работе онлайн — забота о нынешних клиентах и привлечение новых. Мы не ожидаем, что это принесет нам заметную прибыль.
— Если бы вы сами разрабатывали антикризисные меры, как на ваш взгляд, стоило бы помочь таким людям как вы?
— Я — предприниматель, а не чиновник. Я сомневаюсь, что нынешние меры хоть кому-то помогут, но при этом не считаю себя достаточно компетентным, чтобы комментировать действия правительства. Конечно, было бы здорово, если бы нам просто дали денег, как делают в некоторых странах. Но мы живём в тех реалиях, в которых живём, и когда всё это началось, не было никаких сомнений, что рассчитывать надо только на себя.
— Ваши прогнозы – когда вас откроют? Что будет с бизнесом в посткарантинный период?
— Наш бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Закрытие в апреле для нас фактически означает закрытие до сентября, даже если в мае карантин снимут. Мы прогнозируем, что часть клиентов после длительной изоляции придёт к нам в июне (и у нас уже есть, что им предложить), но реальный старт для нас будет только ближе к концу августа. Все это время мы потратим на наращивание сил, внутреннее обучение, подготовку новых продуктов для нового учебного года. Мы уверены в себе и в наших клиентах, поэтому у нас нет сомнений, что мы вернёмся в работу, став ещё лучше!
*****
Нино Халатова, совладелица студии красивого тела DR.WAXON (Большой Козихинский переулок, 30):
"Все наши клиенты хотели успеть сделать эпиляцию перед тем, как уйти на карантин"
— Наша студия на Патриарших работает уже более двух с половиной лет, а в середине марта мы открыли вторую студию неподалеку от Патриков, на Белорусской. Начиная с середины марта, наши клиенты начали отменять записи, ссылаясь на режим самоизоляции. Особенно заметно это было по новой студии, в которой была плотная предварительная запись, а в день нашего открытия— 15 марта и в следующие дни — отменялось более 70% записей. Студия на Патриарших страдала меньше, отменялось около 30% клиентов. Но нужно отметить, что процедура эпиляции, наоборот, пользовалась большим спросом, поскольку все наши клиенты хотели успеть сделать эпиляцию перед тем, как уйти на карантин.
Но, признаюсь честно, в конце марта мы уже ждали, когда же нам скажут закрыться, поскольку, во-первых, ситуация с эпидемией в других странах нас пугала, наши же услуги, такие как, массаж и эпиляция, подразумевают близкий контакт мастера и клиента (хотя мы, конечно же, соблюдали все правила обработки помещений и поверхностей), а во-вторых, посещаемость значительно снизилась, и мы работали в убыток.
Финансовой подушки безопасности, к сожалению, у нас нет. Все деньги вкладывались в открытие второй студии, мы хотели успеть к сезону, никак не подозревая такого развития событий.
Очень приятно, что такая тяжелая ситуация не оставляет людей равнодушными. Наш арендодатель на Патриарших сама предложила нам арендные каникулы на время закрытия нашей студии (на апрель). За что спасибо ей большое! С арендодателями на Белорусской мы сейчас активно ведем переговоры.
У нас 10 сотрудников в студии на Патриарших, все устроены официально, я понимаю, что у меня есть обязательства перед сотрудниками, и мне необходимо выплатить зарплату за апрель. Мы сейчас активно думаем и ищем варианты, как можно получить деньги. К сожалению, никакой поддержи от государства пока что не поступает. Я узнавала у банка, в котором мы обслуживаемся, о кредите для зарплат под 0%, но банк ответил, что никаких указаний от ЦБ не поступало.
К сожалению, наш бизнес не подразумевает выход в онлайн. Единственный вариант для нас был — ездить к клиентам на дом. И хотя такие запросы от клиентов поступали, мы категорически против такой практики, поскольку это полностью нарушает идею режима самоизоляции.
По поводу антикризисных мер — я абсолютно уверена, что единственное, что сейчас поможет бизнесу, это вливание наличных денег. Я не люблю сравнивать и ставить в пример другие страны, но в данный момент, видя, как поддерживается бизнес, к примеру, в Германии, одолевают эмоции. Намерения государства звучат очень сладко, но хотелось бы дождаться реальной помощи. Более того, нельзя решать проблемы одних за счет других, я прекрасно понимаю, что арендная плата — это деньги, на которые живет мой арендодатель, и оставлять ее без каких-либо денег несколько месяцев тоже неправильно. Именно поэтому и нужны реальные деньги, чтобы не страдал никто из этой цепочки.
Хочется верить, что мы сможем открыться вновь в начале июня. Конечно, хотелось бы раньше, но в нынешних реалиях вряд ли это удастся. Я думаю, как только салоны начнут функционировать, клиенты после длительного карантина побегут в салоны, все-таки у нас девушки очень "зависимы от красоты" ( в хорошем смысле этого слова). Но разгребать долги, накопленные за карантин, мы будем еще, к сожалению, долго.
_____________________________
Подписывайтесь на блог "Патриаршие"!
Оставляйте комментарии. Как бизнесу пережить кризис?