Левое и правое полушария должны взаимодействовать
Как мы думаем
Одна из интересующих меня проблем – особенности развития мышления детей в зависимости от доминирования левого или правого полушария. Впрочем, это касается и взрослых.
Ещё И.П. Павлов выделял два типа людей. Он писал, что одни люди – художники. Захватывают действительность целиком без всякого дробления. Другие – мыслители.Дробят её и снова собирают её части.
Художниками Павлов называет людей с доминированием правого полушария. Мыслителями – с доминированием левого полушария. Третий тип – когда оба полушария участвуют в процессе мышления в пропорции 50 на 50. Такие люди обладают гибким мышлением и могут заниматься любой деятельностью. В чистом виде типы встр+ечаются редко. Чаще в мыслительных процессах в разной степени участвуют оба полушария. Поэтому у каждого человека индивидуальный стиль мышления. Что желательно учитывать родителям и учителям при организации обучения детей.
Грамотные школьные психологи могут протестировать детей, определить тип мышления и дать рекомендации учителям. Но это происходит, к сожалению, не всегда. Поэтому учителям и родителям полезно иметь общие представления о типах и особенностях мышления.
Когда ребёнок готов к школе
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный», - говорил М.Монтель. Родители в большинстве случаев понимают подготовку к школе в запоминании определённого количества информации и овладении навыками чтения, счёта, письма. При этом не уделяют достаточное внимание развитию мышления.
Всех детей до 7 лет рекомендуют воспитывать как правополушарных. Специалисты предостерегают: раннее обучение счёту, чтению, письму смещает акцент на развитие левого полушарие. В отдельных случаях развитие правого полушария может прекратиться совсем.
Слышала однажды разговор двух приятельниц. Одна рассказывала, что забрала ребёнка 5-6 лет из детского сада в группу подготовки к школе. Потому что в группе учат тому, что будут делать в школе. А в детском саду «только играют». Не понимает, что для ребёнка такого возраста важнее именно игра, и обучать его можно только играя. Игра развивает образное мышление, творческие способности.
Читала, что в Дании используют интересный способ обучения чтению. Предлагают ребёнку написать какую-нибудь историю при помощи каракулей, понятных только ему самому. Затем ребёнок «читает» написанное, проявляя эмоции, чувства, создавая образы. Учитель выделяет в этой истории самый яркий образ и помогает написать его на доске и в тетради. Можно среди каракулей. Это слово запоминается безо всяких усилий. Так постепенно ребёнок учится читать – сразу целыми словами. Что соответствует правополушарному мышлению.
В основе обучения должно быть не механическое запоминание, а освоение смыслов. Павлов говорил: «Любая мысль заканчивается движением». На этом основывается ещё одна рекомендация в организации обучения – в том числе раннего. Движением, действием может быть проговаривание вслух, рисование или письмо, ритмичные постукивания, движения-образы.
Считается, что готовность к школе наступает около 7 лет. Это связано с развитием межполушарных взаимодействий, что необходимо для передачи информации из одного полушария в другое и общей координации работы мозга
Чем мальчики отличаются от девочек
Психологи говорят, что имеются различия в том, как мыслят мальчики и девочки. К 7 годам к обучению готов головной мозг девочек. У мальчиков
- к 8-8,5 годам. Это усреднённые показатели – каждый ребёнок индивидуален.
Но это ещё не всё. До 10 лет у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек – левое. Поэтому у девочек лучше развита речь, им легче даётся запоминание цифр и решение логических задач. При осмыслении слов мальчики используют левое полушария, девочки – оба.
Зато мальчики к 6-8 годам имеют пространственно-временную ориентацию. У девочек её может не быть и в 13 лет. Мальчики сосредотачиваются на решении одной конкретной проблемы. Девочки могут думать обо всём сразу. Девочки чаще проявляют способности к языкам, манипуляциям с цифрами и формулами. Мальчики – к пространственному мышлению и манипуляциям с геометрическими формами. Мальчики менее стрессоустойчивы. Именно они требуют более бережного и внимательного отношения.
Традиционная система образования больше подходит девочкам, чем мальчикам. Поэтому в школе девочки, как правило, учатся лучше. Особенно сложно правополушарным мальчикам.
За что отвечают правое и левое полушария
Правое полушарие отвечает за обработку невербальной информации, эмоции, интуицию, воображение.
Оно помогает мыслить целостно. Поступающая в правое полушарие информация обрабатывается быстрее. Но правополушарные люди ориентированы на практически, социально значимую деятельность. Они не теоретики и не аналитики. У детей с доминированием правого полушария проявляется невербальный, практический интеллект, способности к рисованию, музыкальный слух, артистичность. Часто они успешны в спорте.
Правополушарным детям подходят задания в картинках, работа в группе, ролевые игры, творческие задания. Им нравятся вопросы «открытого типа», они испытывают сложности при работе с тестами.
Считается, что мир более удобен для левополушарных людей. Левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, логику, память, абстрактное, аналитическое мышление. Оно оперирует словами, условными знаками, символами, участвует в постановке целей, построении программ. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается медленно, линейно.
Левополушарные дети предпочитают изучать информацию последовательно, многократно её повторять, отвечать на вопросы «закрытого» типа, работать в одиночку, Они испытывают потребность в умственной деятельности – то есть любят учиться.
Исследования выявили рост количества правополушарных детей. А школьные программы всё в большей степени ориентируются на левополушарных. Исчезают образы, эмоции, появляется больше аналитики и алгоритмов.
Развитие мышления без возрастных ограничений
Механизмы взаимодействия полушарий окончательно формируются примерно к 14 годам.
Специалисты считают, что только десятая часть людей в равной степени пользуется обеими частями головного мозга. Но даже если одно из полушарий явно доминирует, успех мыслительной деятельности зависит от того, как правое и левое полушария взаимодействуют между собой. Методами развития межполушарного взаимодействия занимается наука кинезиология. Эти методы предполагают двигательные упражнениях. Кинезиологические упражнения описываются в источниках, многие из них размещены в Интернет ресурсах.
Для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать пособия Трясоруковой Т.П.
Развивать межполушарное взаимодействие полезно не только детям, но и взрослым. Такие упражнения ежедневно показывают в программе Елены Малышевой. Ежедневные 5-10 минутные занятия будут способствовать восстановлению работоспособности, творческой продуктивности, точности выполнения действий на сложных устройствах (компьютер, автомобиль), ясности мышления в самых разных жизненных ситуациях.
Подробнее здесь:
https://fb.ru/article/418944/mejpolusharnoe-vzaimodeystvie-u-detey
https://infourok.ru/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya-u-detey-1288543.html
http://docplayer.ru/42734297-Razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya-u-detey.html
http://festival.1september.ru/articles/500220/
Фото на карточке: https://fb.ru/article/418944/mejpolusharnoe-vzaimodeystvie-u-detey