Поскольку Германии было запрещено по условиям Версальского мира проектировать и строить бомбардировщики, у немцев возникла идея строить самолеты двойного назначения
В фирме «Хейнкеля» братья-близнецы Зигфрид и Вальтер Гюнтеры рассчитали и скомпоновали самолет.
Машина представляла собой цельнометаллический моноплан с гладкой обшивкой, объемным фюзеляжем, закрытыми кабинами и убирающимися шасси.
Крыло братья взяли у своего же скоростного пассажирского самолета Хе-70.
Моторостроители пока не построили двигатели с достаточной для бомбардировщика мощностью, поэтому Гюнтеры выбрали БМВ 6.60Z (690 л. с.)
У бомбардировщика в носу располагалась кабина штурмана-бомбардира с пулеметом 7,92-мм MG 15, в верхней установке, а также в нижней выдвигаемой башенке располагались еще по пулемету. Экипаж состоял из 4 человек: пилот, штурман-бомбардир, стрелок-радист и стрелок.
Бомбы располагались внутри фюзеляжа, максимально 800 кг, это восемь "соток".
Что касается пассажирского варианта он вмещал 10 пассажиров в двух салонах. Багаж и почта располагались в багажном отделении на месте штурмана. Кроме того, носовое остекление отсутствовало.
Самолет получил обозначение Не.111. От промышленности к выпуску второй модификации B-2 поступили высотные моторы DB600CG развивавшую мощность 950 л. с. Скорость возросла до 370 км/ч.
Сразу решили испытать машину в боевых условиях, в Испанию отправили несколько бомбардировщиков. Из минусов летчики отметили плохую маневренность и малую скорость, но он был легок в пилотировании и прост при взлете и посадке.
Следующей версией была серия D, на ней изменили очертания носовой части, убрав уступ между пилотской и штурманской кабинами.
На самолете была применена система улучшения обзорности пилота, так как стекло отдалилось от глаз пилота на значительное расстояние, кресло летчика вместе с органами управления с помощью гидропривода поднималось вверх, таким образом голова пилота высовывалась наружу через сдвижной люк в остеклении. Причем от набегающего потока воздуха летчика прикрывал откидной козырек. В случае эвакуации летчик мог покинуть машину именно через этот люк.
У верхнего стрелка проблем было побольше, на скоростях свыше 250 км/ч ствол пулемета с трудом можно было повернуть. Нижняя установка в боевом положении снижала скорость самолета, а если она заклинивала, то и стрелок не всегда ее мог покинуть, при посадке башня цепляла землю, что гарантировало аварию. К тому же нижний стрелок не был защищен броней, в Испании истребители противника легко его выбивали.
Вальтер Гюнтер разработал нижнюю гондолу, которая всегда была готова к бою, стрелок стрелял из лежачего положения, входил он в самолет через люк в гондоле.
Верхнюю огневую точку изменили следующим образом, поставили сдвижной полузакрытый фонарь.
На модификации Е поставили моторы "Юмо" 211А-1 что подняло бомбовую нагрузку до 1700 кг и даже при перегрузке (2000 кг бомб) скорость составила 390 км/ч. Эта версия тоже пошла воевать в Испанию.
В Испании 95 поставленных Хе-111 бомбили аэродромы, приняли участие в уничтожении значительного числа жителей испанского городка Герника, просто не попав в маленький автодорожный мост на его окраине. Бомбили испанские корабли. Республиканские истребители смогли сбить 20 "Хейнкелей". По другим причинам немцы потеряли 17.
По итогам боевого применения военные сделали неправильный вывод, что бомбардировщики могут применяться без истребительного прикрытия.
Выпускавшаяся серия F с моторами "Даймлер Бенц" DB600CG стала основой для торпедоносца 111J. Торпедоносец не нес бомб внутри фюзеляжа, на внешней подвеске он мог поднять 500 кг бомб, 756 кг торпеды или по две магнитные донные мины. Даже разработали планирующую торпеду L10 "Фридензенгель", ее сбрасывали с 2500 м.
Перед погружением отстреливались крыло торпеды и оперение.
Не.111J-1 в версии V-1 с перегрузом, но все же таскал и запускал ракету "фау-1".
Какую-то часть самолетов выпустили как тральщиков, которые с помощью ножей с электроприводами должны были резать тросы аэростатов.
111-й получил и радиоуправляемую бомбу FX-1400 или "Фриц X", для этого 111H-6 оборудовали передатчиками FuG 203 "Кель". Также 111-е испытывали с планирующей бомбой BV 246 "Хагелькорн".
Версия H-18 выполняла функцию самолета радиолокационного дозора, как современный АВАКС.
Хе-111 был хорошо защищен.
У пилота из броневой стали делали чашку (5 мм) и спинку (10 мм) сиденья. Под местом штурмана был лист 5-мм брони. В козырьке фонаря перед верхним стрелком установили 60-мм бронестекло. Сзади кабину стрелков прикрывали три листа 8 мм брони. Гондолу нижнего стрелка, а именно борта и днище прикрывала 6-мм броня. Сверху-сзади гондолу защищал уже 8 мм броня. Броней был закрыт и маслорадиатор.
Баки были сделаны из фибры, но дырки хорошо затягивались протектором, причем протектировались не только все бензобаки, но и маслобак. Систему заполнения баков нейтральным газом не ставили, это было советским изобретением.
Плюс к этому у самолета была противопожарная система.
Вместо тросов, которые можно было перебить, управление было сделано с помощью жестких тяг.
Поэтому He 111 было тяжело сбить, что отмечали и советские летчики.
А. Покрышкин при показе ему Як-3 отметил, что с первого захода такой защищённый самолёт как Хе-111 не сбить. У Яка была только одна 20-мм пушка и два 12,7-мм пулемета.
Что касается боевого применения после Испании. Во время "Странной войны" Хейнкели-111 бомбили вражеские корабли в Северном море и разбрасывали листовки над Францией.
В операции "Везерские учения" по захвату Норвегии люфтваффе сначала нанесли удар по английской береговой артиллерии, военно-морским базам и аэродромам. Над Данией и Норвегией просто разбрасывали листовки. Затем "Хейнкели" начали атаковать вражеские суда в Северном море, сжигали на аэродроме союзные самолеты. Какой-то немецкий пилот 2 мая 1940 г. отправил на дно английское госпитальное судно, он же разбомбил деревеньку Гратанген. Всего в Норвегии было потеряно в бою 54 Не 111, 7 - небоевые потери, 31 машина повреждена. В воздухе сбили 42 "Хейнкеля", при этом удалось подбить 10 английских самолетов. На аэродромах удалось уничтожить 21 союзнический самолет. Немецкие бомбардировщики потопили не менее 15 союзных судов.
Во Франции "Хейнкели" наносили удары по аэродромам, мостам, случайно умудрились разбомбить немецкий город Фрайбург, но Геббельс не преминул приписать варварскую бомбардировку союзникам, кроме того разбомбили Роттердам. За два месяца боев немцы потеряли около 350 Хе-111.
После Франции немцы взялись за Англию. Уже традиционно "Хейнкели" ударили по английским аэродромам, правда, англичане были к этому готовы, подготовив службу оповещения и сеть радаров. Бомбардировщики наносили удары по городам, оружейным центрам и самолетостроительным заводам. До лета 1941 г. люфтваффе потеряли по всем причинам 395 He 111.
В войне против Советского Союза помимо уже стандартных ударов по аэродромам, бомбардировщики наносили удары по автомашинам, поездам и судам.
Хейнкели приняли участие в бомбардировках Москвы и ее пригородов. 23 августа 1942 г. бомбардировщики практически уничтожили Сталинград.
Велись и бомбардировки промышленных объектов в Горьком, Ярославле и Саратове. Немцам удалось снизить производительность советских заводов.
Если удавалось застать советские самолеты на аэродромах "Хейнкели" успешно наносили удары. Одной из успешных атак была ночная бомбардировка полтавского аэродрома спалили 400 тонн авиабензина и 44 самолета Б-17 и пять самолетов других типов, еще больше 50 повредили.
"Хейнкели" использовались как транспортники снабжая гарнизоны Демянска и Великих Лук. Кроме того они тянули планеры, тем самым повышая количество полезного груза. Более того до 6 мая 1945 г. самолеты снабжали окруженный город Бреслау.
Специальная версия He 111 с четырьмя 20-мм пушками использовалась как истребитель для охоты на советские ночные бомбардировщики По-2. Также довооруженная версия использовалась как штурмовик охотник за поездами.
Над Арктикой He 111 участвовали в атаках на конвои идущие в Мурманск. На Средиземном море бомбардировщики атаковали английские корабли.
111-й не только бомбил и бросал торпеды, он использовался как платформа для разного рода экспериментального оружия.
Следует сказать о необычной пятимоторной сдвоенной машине буксировщике планеров He 111z Цвиллинг.
От модификации к модификации устанавливали по возможности все более мощные моторы, усиливали оборонительное вооружение. С моторами "Юмо" 211f-2 - 1350 л. с. на высоте скорость достигала 430 км/ч. Дальность 2000 км. Потолок 8,5 км. Носовая установка получила 20-мм пушку, верхняя установка 13-мм пулемет, два 7,92-мм пулемета в нижней гондоле, два пулемета в боковых окнах.
К осени 1944 г. выпуск 111-х был завершен, выпущено до 7700 самолетов.
Столь долгий выпуск самолета по сути подтвердил его боевую эффективность, конечно, при надлежащем прикрытии истребителями. Несмотря на его низкие скоростные характеристики.
Спасибо за прочтение