В 1960-е авиаконструкторы СССР ещё не разучились работать с величайшим напряжением и скоростью как в военные годы. Легендарный МиГ-25 был создан всего за 3 (три) года. Приказ о начале разработки Е-155 (прототип МиГ-25) был издан 10 марта 1961 года, а уже 6 марта 1964 года первый образец выкатили на полосу испытательного аэродрома
Самолёт Миг-25 с ракетами Р-40Р.
Создан не просто так – чтоб было(!), а для борьбы с конкретным противником. Этим противником должны были стать сверхзвуковой бомбардировщик B-58, принятый на вооружение в 1960-м году, разрабатывавшийся в то же время стратегический бомбардировщик B-70 и истребитель их сопровождения XF-108.
Бомбардировщик Convair B-58 Hustler (Хастлер-энергичный или мошенник). Большая штукенция под брюхом – подвесной топливный бак 1,5х17м с термоядерной бомбой. И да! Горючее протекало в отсек бомбы. Вот такой оригинальный гибрид. Термоядерная БЧ W39Y1-1 мощностью, регулируемой от 100кт до 3,8Мт и бак на 12,5 т топлива. Прожорлив был неимоверно, МиГ-25 просто скромняга рядом с ним.
Мог развить скорость до 2124км/ч и лететь на высоте 18,5км. Боевой радиус по профилю «большая-большая-большая высота» 4167км. Помимо бомбы в топливном баке, на подкрыльевых пилонах мог нести так же термоядерные: 4 B-43 или 4 B-61.
Выпустили 116 ед, включая опытные. Фильмов с его участием сняли больше. Единственный случай боевого применения B-58 – облёт Кубы с РЛС бокового обзора в контейнере во время карибского кризиса в 1962г. В 1969-1970 он уступил место в строю истребителю-бомбардировщику FB-111.
Ещё один потенциальный противник МиГ-25 – XB-70 Валькирия.
Бомбардировщик North American XB-70 Valkyrja (Валькирия). До постановки на вооружение так и не добрался. Предполагаемая крейсерская скорость 3250км/ч. Этой скорости он достигал только 10 раз с общей продолжительностью полёта на ней 108 минут. Расчётное время броска на такой скорости 32 минуты. Практический потолок 23км, боевой радиус типовой 5500км, облегчённый 6900км. Двигатели работали на специально для него разработанном бороводородном (пентаборан) дорогущем топливе. Оно подтекало из всех соединений как и JP-7 на SR-71, но в отличие от последнего было взрывоопасным и токсичным. А заправка была 124 тонны такой ядовитой взрывчатки. Для Валькирии планировалась разработка 20Мт ядерной бомбы. Программа отменена в марте 1964 года – как раз 6 марта этого года начались испытания Миг-25. Странное совпадение, да?
«Выбирающей убитых» в полётах над СССР должен был составить компанию эскортный истребитель North American XF-108 Rapier (Рапира) от компании North American.
Это деревянный макет XF-108. Какое качество отделки! В этом параметре мы всегда отставали! Но дальше этого макета дело не пошло.
И это мог бы быть реальный противник для МиГ-25. Закладываемые в проект требования к боевым возможностям были сравнимы с ТТХ МиГ-25: скорость 3186км/ч, высота 24.4 км. Должен был нести три ракеты воздух-воздух AIM-47 Falcon (Сокол), четыре 20-мм пушки и до 1.8т бомб. Перегоночная дальность должна была быть 4000км, а боевой радиус 1640км (МиГ-25 – 680км). Но даже, если бы такой боевой радиус и был бы достигнут, это не позволило бы сопроводить бомбардировщик XB-70 при выполнении им задач в глубине территории СССР. Проект был закрыт в 1959 году.
Ну, и наконец, самолёт с которым МиГ-25 реально на равных сталкивался практически в боевых условиях. Lockheed SR-71A — стратегический сверхзвуковой разведчик США. Кодовое название, данное ЦРУ США, «Blackbird» ( Чёрный дрозд, Чёрная птица).
В отличие от первых трёх самолётов, это был настоящий и очень серьёзный противник. Он совершал свои разведывательные полёты на скорости до 3140км/ч – это задокументировано ПВО СССР. Как он вышивал вокруг СССР описано в моей статье "Как встречали Чёрного дрозда" . Ему принадлежит и рекорд скорости на базе 15-25км – 3530км/ч. Практический потолок его был 24км, динамический 42км. Скорость и высота – единственные виды его «оружия». Никаких ракет или бомб он не нёс. Но военачальники СССР долгое время в это не верили. До тех пор, пока после катастрофы, не была прекращена программа разработки беспилотного аппарата D-21 Ship 2 который должен был стартовать со «спины» переоборудованного в его носитель самолёта А-12, предшественника SR-71. Эти ЛА получили названия: носитель - М-21 (от "Mother", 21 - перевернутое "12") и БПЛА D-21 (от "Daughter" - дочь). Новая модификация A-12 получила прозвище "Матушка гусыня".
Аппарат D-21 Ship 2, установленный на M-21.
В настоящее время 5 самолётов SR-71A хранятся в состоянии, пригодном для восстановления эксплуатации.
Программа создания на базе А-12 трехмахового перехватчика YF-12, оснащаемого 3-мя ракетами AIM-47 (именно на их основе впоследствии были сделаны ракеты AIM-54 Феникс для F-14) была прекращена в 1964.
Ракета AIM-47 у перехватчика YF-12. Дальность пуска 160км, вес 365кг, осколочно-фугасная или ядерная (W42 - 0.25кт) БЧ.
Защищённые двумя большими лужами американцы не ждали в гости советские высотные скоростные самолёты.
Наверное, я удивлю вас, читатели, особенно Соломона Задунайского, насмехавшегося над ограничением для Мига - 5 минут на скорости 3000км/,
если скажу, что «настоящих» сверхзвуковых самолётов в мире не так уж много. Настоящий сверхзвуковой самолёт должен бОльшую, или значительную часть полёта выполнять на сверхзвуковой скорости. Крейсерская скорость не обязательно должна быть сверхзвуковой, это требование относится только к самолётам пятого поколения, но должна быть возможность продолжительного полёта на сверхзвуке. SR-71A мог лететь на сверхзвуковой скорости более часа. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 где-то столько же. Дзеновские «эксперты» с восторгом сообщают, что он может пролететь 14000км на сверхзвуковой скорости 2200км/ч. Не может. Полторы-две тысячи км запросто. Но не на максимуме скорости. При этом дальность без дозаправки, конечно, не будет 14000км. Его официальный рекорд на замкнутом маршруте – 2000км с грузом 30т со скоростью 1678км/ч.
Вставка - свежая смешная информация про F-22, F-35 - им ограничили время сверхзвукового полёта аж до 40 секунд на скорости M=1,3 (1450км/ч). Как себя чуйствуешь, Соломон? Это не 5 минут и не 3000км/ч
Подавляющее большинство тех самолётов, которые гордо называются сверхзвуковыми, способны поддерживать эту скорость весьма ограниченное время, обычно не более 5-7минут. Миг-25 по этому критерию был реально сверхзвуковым! Он мог держать M=2,35 (2500км/ч) в течении большей части полёта. Вот только сам полёт получался не очень продолжительным. При его (вариант МиГ-25РБ) боевом радиусе всего лишь 560км, с четырьмя авиабомбами ФАБ-500Т и без подвесного топливного бака, ему требовалось только несколько минут на преодоление на максимуме ПВО противника для выполнения боевой задачи. Так что ограничение времени поддержания скорости M=2.83 (3000км/ч) по нагреву планера и топлива в баках, а не фонаря, как многие утверждают, не всегда и в силу-то вступало. Предельный нагрев происходил примерно через 5 минут после разгона до максимально разрешенных М=2.83 (3000км/ч). Включалось предупреждающее табло «Темпер. тормож.» и пилот должен был сбросить скорость.
Итак: B-58, B-70, XF-108, SR-71A – вот для борьбы с какими целями создавался МиГ-25. Но бороться с ними ему не довелось. На Ближнем Востоке, в Египте, Алжире, Ливии и в Индии, где воевали 25-е, не было целей такого класса, SR-71A ещё можно было ожидать, но это не ударный самолёт, чтобы там про него ни писали интернеты. Вольтметром нельзя забивать гвозди, кувалдометром – измерять напряжение. А МиГ-25 стали выполнять несвойственные им боевые задачи. И потому несли потери. Но и победы на их счету были. В частности МиГ-25 – единственный самолёт, который сбил американский F/A-18.