Личность донского атамана Матвея Ивановича Платова занимает особенное положение в собрании героев Отечественной войны 1812 года. Грозный вождь «казацкой орды», народный любимец, память о котором увековечена придворными поэтами, а его имя, воспетое на Дону в бесчисленных рассказах, в песнях и преданиях, облетело из конца в конец всю Европу.
Насколько популярно было имя Платова в Европе, можно судить по следующим фактам: общее собрание сословий Лондона, в признательность великим подвигам Платова, подарило ему от лица английского народа драгоценную саблю, ставшую фамильной реликвией графского рода Платовых, а большой портрет атамана был помещен в королевском дворце.
Основная военная деятельность Платова протекала среди кровавых войн наполеоновской эпохи, когда в 1806 г., он, уже войсковой атаман, в первый раз повел свои донские полки на битву с французами. С той поры и до взятия Парижа, можно сказать, что Матвей Иванович не вынимал ноги из стремени, совершив множество славных подвигов. Однако, колыбелью воинской славы атамана все‑таки был Кавказ, где в последний год русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Платов с полком донских казаков отразил нападение двадцатипятитысячного неприятельского корпуса.
Военный историк Андрей Петров (1837-1900), написавший пятитомный труд, посвященный русско-турецкой войне 1768-1774 гг., посвятил платовскому сражению отдельное исследование. Генерал и знаменитый историк Василий Потто (1836-1911), имевший в своем распоряжении подлинные рапорты подполковника Бухвостова, подробно остановился на баталии в своем труде о кавказских войнах. Также, этому событию было посвящено множество публикаций, в том числе в «Санкт-Петербургских ведомостях» и газете «Кавказ». Все авторы, досконально изучившие все обстоятельства той битвы, которая по имени ближайшей реки Калалы (на территории Красногвардейского района современного Ставропольского края) получила название «Калалахского сражения», были едины во мнении, что это был самый блистательный русский бой.
Для того чтобы оценить значение платовского подвига в глазах современников и, более всего, донского казачества, необходимо прежде рассказать о расстановке сил в войне в 1774 г. Турецкий султан Мустафа III не смог собрать армию, достаточную для защиты Крыма и 2-я русская армия под командованием Василия Михайловича Долгорукова в 1771 г., зайдя в Крым со стороны Перекопа, буквально за 16 дней, подавив слабое сопротивление турок и татар, заняла ключевые укрепления на полуострове. Крымский хан Селим Герай бежал в Константинополь сразу после потери Перекопа, а после взятия Кафы (современная Феодосия) крымские татары прекратили всякое сопротивление, избрав новым ханом пророссийски настроенного Сахиб Герая, который начал мирные переговоры с Россией. Турция, раздраженная потерей Крыма, старательно настраивала против России кабардинцев (подробности можно узнать в статье «Оборона станицы Наурской в 1774 году»), закубанских черкесов, татар и даже ногайцев. Готовясь возвратить Крым, турки прекрасно понимали о необходимости сковать русские силы, охранявшие Перекоп, и, в этом случае, отвлекающий поход на Дон наилучшим образом соответствовал задумке неприятеля. Ситуация отягощалась еще и тем, что большая часть донских полков находилась в походе и взять оружие в руки могли только старики и юнцы.
Весной 1774 г. турецкий корпус численностью до 10 тысяч человек под командованием калги Шахбаза Герая (Калга́ – второй после хана, титул наследника престола в Крымском ханстве, учрежденный для предотвращения борьбы за власть) двинулся на Дон. Позднее к калге присоединился Девлет-Герай, назначенный турками Крымским ханом, с отрядом из Тамани.
Основу объединенного двадцатипятитысячного корпуса Девлет-Герая составляли турки, к которым присоединились некрасовские казаки, черкесы и татары. Обеспокоенная Эдисанская ногайская орда, союзная России, поднялась и стала уходить на речку Ею. Василий Михайлович Долгоруков направил на помощь ногайцам подполковника Бухвостова с полутысячным отрядом регулярных войск усиленных донскими казаками. Войска должны были прикрывать переселенцев и, одновременно, оказать им помощь в вывозе имущества, провианта, скота и больных. Охрана обозов была поручена двум слабым и неукомплектованным казачьим отрядам полковников Платова и Ларионова.
Другие статьи из серии: «Забытые герои Кавказских войн»:
1. Оборона станицы Наурской в 1774 г.
Если Вам понравилась статья - отправьте ее своим друзьям и обязательно подписывайтесь на мой канал "Завтра будет лучше!"
Вас ждут еще множество забавных историй, «преследующих» меня по жизни в путешествиях, на работе и в увлечениях и, конечно, мои исторические изыскания! Грустно не будет! Будет только лучше!