28 лет назад, 16 марта 1992 г. ушел из жизни известный советский актер, народный артист РСФСР Петр Щербаков. Он сыграл десятки ролей, но главных среди них почти не было. Правда, любой эпизод или роль второго плана он умел превратить в шедевр – зрители наверняка запомнили его образы в «Гараже», «Зимнем вечере в Гаграх», «Мы из джаза» и, конечно, «Служебном романе», где Щербаков сыграл Бубликова – того самого молчаливого героя, который целыми днями на работе наблюдал за женскими ножками. За кадром у актера оказалось немало общего с его неравнодушным к слабому полу героем, и только недавно стало известно, какую тайну он хранил всю жизнь…
Зрители могли бы никогда не увидеть его на экранах – он родился в 1929 г. в простой семье рабочих, его отец трудился на заводе, а вскоре и сын устроился туда же – днем он работал в штамповочно-механическом цехе, а по вечерам посещал занятия в автомеханическом техникуме. Его старшие сестры тоже трудились на заводе и занимались в заводском театральном кружке. Поскольку там был дефицит парней, они предложили брату пойти туда с ними за компанию. Ему понравилось участвовать в любительских спектаклях, но всерьез об актерской карьере Петр по-прежнему не задумывался. Он окончил техникум с отличием и собирался поступать в технический вуз, чтобы пополнить ряды инженеров, но тут вмешалась судьба.
Однажды Щербаков во время прогулки подошел к порогу ГИТИСа и вдруг подумал: а почему бы и не попробовать? Он нашел педагогов и заявил: «Пускай ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь». К своему удивлению, он прошел вступительные испытания и был зачислен. Его творческая биография началась в Германии, в Театре советских войск, куда он попал после окончания учебы. Спустя год Петр вернулся в Москву, а еще через 2 года его приняли в труппу театра «Современник», которому он посвятил 27 лет своей жизни. А после этого Олег Ефремов уговорил его перейти в МХАТ, где он оставался 7 лет, до самых последних своих дней.
И в театре, и в кино Щербакову часто доставались роли секретарей райкомов и обкомов и прочих бюрократов – они выходили в его исполнении очень убедительными, ведь на своем веку актер их повидал немало. В «Современнике» он возглавлял театральную парторганизацию и часто общался с чиновниками всех мастей. Среди его киногероев было и немало военных – в форме он выглядел тоже очень органично. Очень колоритным в его исполнении получился капитан Александр Студзинский в фильме «Дни Турбиных».
Творческую судьбу Петра Щербакова нельзя было назвать неуспешной – он был востребованным актером, правда, чаще появлялся на театральной сцене, чем на съемочной площадке. Вот только ни в кино, ни в театре ему не доставалось главных ролей. Зато в эпизодах и ролях второго плана он настолько отточил свое актерское мастерство, что даже его двухминутного появления на экранах было достаточно для того, чтобы его герой врезался в память зрителей. Он мог буквально несколькими штрихами создать настолько яркий образ, что он ничуть не уступал главным героям. Именно так и случилось с его начальником отдела общественного питания Бубликовым в «Служебном романе». Щербакову удалось без слов, одной только мимикой, красноречивыми взглядами и вздохами создать образ горячего поклонника женского пола, который никак не может сосредоточиться на работе, так как мимо него целыми днями по лестнице вверх и вниз ходят такие красивые ножки! А в реальной жизни актер тоже часто не мог удержаться от соблазнов…