Вот и снова в тени золотого храма... чаша с зеленым чаем... в ней отражаюсь 20 лет ...
10 апреля — день рождение клуба «Путь Чая», который мы отмечаем с 2003 года. А для меня все это началось в прошлом тысячелетии в «Северных горах» древнего Киото, в саду у чайной хижины Сэкка-тэй, за Золотым храмом Кинкаку-дзи дзэн-буддийского «Оленьего сада»*.
В «Зеркальном озере» (Кёкоти), в золотых отражениях «Зала чистых звуков прибоя» и «Вершины Пустоты»*, чинно прохаживалась цапля. Туристов даже тогда, в 1999, когда китайцы и русские еще редко путешествовали, было много. И вес же пространство было тише и спокойнее. Можно было играть в гляделки с цаплей, не заботясь о том, чтобы кому-то помешать. А все тропы, как и теперь, вели к чайному домику Сэкка-тэй, а потом в действующее чайное пространство, в котором чай взбивали еще традиционным способом.
Понимая, что «Золотой» — это не та самая, такая значимая и особенная японская приглушенная красота, которую можно застать в «Серебряном» Гинкаку-дзи в районе Восточных гор (Хигасияма), все равно осознаешь, что он обязательный к просмотру в Киото. Даже не смотря на невозможность побывать внутри. В этом храмовом комплексе (Рокуон-дзи) соседствуют и переплетаются разные стили архитектуры. Рядом со стилем, смешивающим китайские и японские дворцовые традиции, из-за которых Золотой храм до сих пор называют павильоном, существует и тот самый традиционный японский сёин-дзукури.
Эти храмы и сад важно увидеть как особый элемент культуры и мировое наследие. Хотя бы один раз. Как яркий блестящий акцент он оттенит изысканные неброские памятники Японии. Такие, как соседний Рёандзи со знаменитым садом камней, храмы и пейзажи района Арасиямы, районы храмов Дайтокудзи, Мидзудера, храм тысячи Будд Сандзюсангэндо, святилище Инари и, может быть, даже императорский дворец.
Самый доступный взору иностранных путешественников традиционный чайный домик Сэкка-тэй, такой непохожий на золотой дворец, - моя первая встреча со стилем в эстетике ваби-саби, с традиционной архитектурой пространств Пути Чая. Я тогда думала, что он подобен хижине отшельника, и что именно такими и должны быть чайные домики где-то в глубине гор. Я не знала тогда, что «островки покоя» нужнее всего посреди суетного мира. И что бывают они очень разными.
И еще я не знала, что современная чайная хижина Сэкка-тэй была перестроена в 1874 году. А оригинальная хижина была спроектирована чайным мастером Канамори Сова (1584-1657) в начале 16 века, уже после пожаров войны О-нин (1467—1477), в которой погибли и Малый храм, и Родниковый зал, и Храм огненных жертвоприношений, и зал Кисти, и библиотека, и Зал Добродетели, и Пагода, и Небесная Комната. Из множества сооружений древнего «Оленьего Сада» 13 - начала 15 века что-то было перенесено в другие храмы, что-то восстановлено в 16-20 веках.
За чайным домиком, есть чайный павильон с садом, где можно пить чай. По традиции омыв руки и рот, лучше выбрать чаепитие в чайном павильоне. Сидя в нем, отгораживаешься от шумного потока туристов, превращающегося в тихий ручей. Здесь я впервые пила этот самый порошковый зеленый «дзэнский» чай, знакомый тогда по фильму «Смерть мастера чайной церемонии» с Тасиро Мифунэ и книге «Путь Дзэн» Алана Уотса. Здесь стало понятно, что этим чаем мне необходимо поделиться с друзьями. И вскоре стало понятно, что для этого придется учиться…
После этого чаепития я купила книгу «Тя-но-кокоро» («Сердце Чая»), где спустя 2 года обнаружила адрес московского филиала Урасэнкэ, когда в интернете еще нельзя было найти подобную информацию… И тогда все стало настоящим. Еще более настоящим, чем мои знакомства с чайными людьми в храмах и университетах.
Здесь, в чайном павильоне в Кинкаку-дзи весной 2019 я наконец радовалась, что спустя 20 лет сбылась моя мечта — пить именно здесь именно этот чай с моими русскими друзьями с айкидо. Всего какие-то 20 лет… Здесь понимаешь, что это немного.
По-прежнему волны на белом песке (мелком камне) оттеняют темное дерево построек. По-прежнему лепестки отцветающих цубаки падают на тропинки. По-прежнему монахи подстригают сосны на живописных островках. И по-прежнему, не смотря на толпы туристов, цапли прилетают в озеро у Золотого Храма. И издали, с острова Черепахи или острова Журавля смотрят на вечную суетливую шумную толпу, протекающую с 9 до 17 часов мимо их спокойного вечного мира с золотым отражением.
А мы с друзьями учимся пить чай в ясности, покое и внимании в любом месте любой страны. В этом году большого праздника с приглашением гостей на практику не получилось. Но мысленно завариваю чай для всех. Здоровья, радости и ясности. Обнимаю.
«...Время пить чай наступает когда розовое солнце ласкает вершины деревьев и когда приходят фиолетовые сумерки, когда радуешься встрече с друзьями и когда хочешь послушать тишину, когда готов насладиться текущим моментом, не грустя о прошлом и не беспокоясь о будущем.»*
(Этот авторский текст, использованный в разных материалах и на сайтах группы с 2000 года, я нередко встречала позже в разных источниках.)
*"Олений сад" - территория храмового комплекса Рокуон-дзи, назван в память о месте первой проповеди Будды Шакьямуни. До 1394 года эти места принадлежали роду Фудзивара и их монастырю Саёндзи.
*3 этажа Золотого Храма имеют разный стиль и разные поэтические названия. Нижний этаж из темного дерева - "Зал очищающей воды", покрытые золотом этажи - "Зал звуков прибоя" и "Вершина чистоты". Переводы названий бывают разные. А что поделаешь? Буддизм.
Фотографии, как обычно, авторские.