Серия рассказов о круизе на теплоходе «Русь Великая» с 30 апреля по 11 мая 2014 года по маршруту Самара — Ейск — Самара начинается здесь.
Поселок Пятиморск (ранее – Пятиморский) был основан в 1952 году как поселок эксплуатационников Карповского гидроузла, включающего судоходный шлюз №13 и Карповскую насосную станцию – первую из трех насосных станций, перекачивающих воду из Дона на водораздел. В поселке разместилось также управление Донского района гидросооружений.
Поселок Пятиморск расположен в 7 километрах от районного центра Калач-на-Дону на берегу Карповского водохранилища, в непосредственной близости от последнего (тринадцатого) шлюза Волго-Донского канала. Вплотную к поселку примыкает село Ильевка, основанное значительно раньше Пятиморска. Исторически село находилось в зоне затопления Карповского водохранилища и было перенесено в ходе строительства Волго-Донского канала.
Во время нашего круиза на «Руси Великой» мы подходили к пристани «Ильевка» два раза. Первый раз 3 мая. Тогда мы забирали уехавших накануне из Волгограда туристов в Элисту. Часов семь утра. На пристани никого. Отшвартовались, ждем.
Вдруг на пристань начинают медленно выходить экскурсанты из Элисты. Как в фильмах-катастрофах :) Уставшие, завернуты в пледы, с пожитками в руках :) Немудрено! Они тут уже три часа гуляют по Пятиморску. Экскурсионный автобус привез их в часа четыре утра, высадил и уехал.
Сразу каждому по 50 гр.
По кусочку пиццы и ключи от каюты.
После встречи туристов из Элисты сразу пригласили на ранний завтрак.
А у меня на этом заканчивается первое знакомство с Пятиморском. На фото памятник соединению войск Сталинградского и Южного фронтов, шлюз №13 Волго-Донского судоходного канала.
Вернулись в Пятиморск мы 8 мая и познакомились с поселком более подробно.
Часть 9. Пятиморск.
Напоминаю, что я рассказываю о круизе на теплоходе «Русь Великая». Все типы кают этого теплохода, общественные помещения, ресторан и палубы можно посмотреть в подробном видеообзоре на моем канале Дзен по этой ссылке.
Идем в музей ВДСК. В Пятиморске встречается еще одна интересная аббревиатура ДРГСиС — Донской район гидросооружений и судоходства.
В 1980 году на шлюзах ВДСК начался монтаж новейшей по тем временам бесконтактной логической системы управления шлюзом (БЛСУ). Монтировали их до 1994 года. Все шлюзы в Донском РГСиС проработали с БЛСУ данного типа до 2010 года.
Уголок истории строительства ВДСК.
Цельная вещь 1984 года. ХМК со стандартной маркой.
Важные книги.
Военный уголок музея.
Пятиморск – одноэтажный поселок коттеджного типа. Оформление улиц выполнено в общем стиле оформления Волго-Донского канала: те же монументальные фонари уличного освещения, цепи, якоря. На центральной площади поселка расположены клуб Волго-Донского канала, библиотека. В центре площади – памятник Ленину.
Вечный огонь в Пятиморске.
Вход в парк.
Местная собака.
Название местного пионерского лагеря мне понравилось – «Босоногий гарнизон».
Арка шлюза №13 ВДСК.
В память о событии, положившем начало победоносному наступлению под Сталинградом, возле поселка Пятиморск, напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского канала был установлен памятник «Соединение фронтов» работы Евгения Вучетича (архитекторы Л.Поляков и Л.Дятлов, 1953-1955 г.г.).
16-метровая скульптурная группа отображает встречу воинов двух фронтов. Момент встречи торжественен – развеваются знамена, звучат фанфары. К монументу поднимается парадная лестница, по бокам – тумбы с надписями «23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге» и «Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады».
Крест Кирилла и Мефодия.
19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. Согласно плану разработанной Ставкой и Генеральным штабом операции «Уран» войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов в ходе стремительного конрнаступления должны соединиться в районе Калача, окружив таким образом части 6-й полевой и 4-й танковой армий противника.
В 7 часов 20 минут 19 ноября залпами семи тысяч орудий и реактивных установок контрнаступление началась. Войскам Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф.Ватутина, наступавшим из районов Серафимовича и Клетской, при поддержке войск Донского фронта под командованием генерала К.К.Рокоссовского в первый же день удалось прорвать оборону 3-й румынской армии.
В результате смелых действий 26-й танковый корпус генерала А.Г.Родина форсировал Дон и уже 23 ноября с боем занял Калач.
20 ноября перешли в наступление войска Сталинградского фронта под командованием генерала А.И.Еременко, нанося удар южнее Сталинграда.
23 ноября части 4-го танкового корпуса генерала А.Г.Кравченко (Юго-Западный фронт) и 4-го механизированного корпуса генерала В.Т.Вольского (Сталинградский фронт) соединились в районе Калача. В результате в окружение попала 330-тысячная немецко-фашистская группировка, включавшая 22 вражеские дивизии и более 160 отдельных частей.
Все попытки фашистских войск прорвать окружение оказались тщетными. 26 января 1943 года в ходе операции «Кольцо» окруженная немецко-фашистская группировка была рассечена на 2 части – южную и северную, которые капитулировали соответственно 31 января и 2 февраля. Сталинградская битва была окончена.
Оформление арки шлюза Волго-Донского канала продолжает тему одержанной здесь Победы: барельефы изображают солдат Советской армии, развивающиеся знамена. Венчаящая арку надпись гласит: «Слава победоносной Армии». Вместе монумент и арка шлюза образуют целостный архитектурный ансамбль.
Необходимо отметить, что монумент установлен не непосредственно на историческом месте соединения фронтов – сейчас оно находится на дне Карповского водохранилища.
Возвращаемся на теплоход по залитым солнцем улицам Пятиморска.
По пути втретили пятиморского змея.
В качестве общественного транспорта в Пятиморске ходят рейсовые ПАЗики.
Местная гостиница с якорями и скульптурами Ленина.
На ведущей к пристани аллее расположились торговцы вяленой рыбой.
Деревянные скульптуры приветливых казаков
и скульптуры злобных татаро-монгол.
Теплоход «Русь Великая» у пристани «Ильевка» в Пятиморске.
Схема ВДСК с картинками.
Пристань «Ильевка» 8 мая 2014 года.
Когда мы отходили от пристани, дул сильный ветер.
Теплоход упорно боролся со стихией.
И победил!
Не расходитесь. В следующей статье о круизе покажу, как нас развлекали на борту теплохода.
.
Внимание! Больше рассказов на речную круизную тему читайте на моем Дзен-канале по этой ссылке.
.
Подпишись на меня на Дзене! frocush
Я в соцсетях: YouTube | LiveJournal | Facebook | Instagram | Одноклассники
.