К палубной авиации предъявляются особые требования, что может приводить к появлению необычных конструкций. Ярким примером этого является американский проект Grumman XF5F Skyrocket, по результатам которого ВМС могли получить свой первый двухмоторный истребитель.
Новые требования
В сентябре 1935 г. Бюро аэронавтики ВМС США выпустило требования к перспективному палубному истребителю. Документ SD-24D оговаривал создание самолета с максимально возможными летными характеристиками, превосходящего существующие образцы. К работам присоединились несколько авиастроительных компаний. Вскоре флот рассмотрел несколько проектов, но ни один не его не устроил.
В январе 1938 г. Бюро сформировало новое техническое задание SD112-14, учитывавшее опыт предыдущих работ и прогресс последнего времени. В соответствии с новым документом, будущий истребитель при массе 9 тыс. фунтов (4,1 т) должен был развивать скорость более 480-500 км/ч и показывать максимально возможную скороподъемность. Взлетная дистанция при встречном ветре в 25 узлов ограничивалась 60 м. Вооружение – две 20-мм пушки и два 7,62-мм пулемета, а также 90 кг бомб. Разработчикам рекомендовали рассмотреть одно- и двухдвигательную схему.
Следующие месяцы ушли на изучение проекта, и 8 июля появился контракт на завершение работ, строительство и испытания опытного самолета. Проект получил флотское обозначение XF5F, а будущий прототип – индекс XF5F-1. Также использовалось название Skyrocket. Уже в октябре начались испытания модели в аэродинамической трубе.
Особая конструкция
По результатам продувок был сформирован окончательный облик будущего XF5F. В основе конструкции лежала традиционная архитектура двухмоторных самолетов с мотогондолами на крыле, но в нее внесли серьезные изменения. Перекомпоновка силовой установки, фюзеляжа и оперения позволяла получить как общие преимущества, так и выгоды в контексте эксплуатации на авианосцах.
Из-за близкого расположения двигателей и винтов пришлось отказаться от выступающего носа фюзеляжа, и его обтекатель располагался непосредственно на крыле. Как следствие, фюзеляж отличался меньшим удлинением, что придавало самолету специфический внешний вид. Носовой отсек фюзеляжа предназначался для монтажа вооружений; за ним находилась одноместная кабина пилота и приборный отсек.
Хвостовое оперение построили по Н-образной схеме. Кили помещались на одной линии с двигателями. Это улучшало обдув оперения и повышало эффективность всех рулей.
Шасси включало две убираемые основные стойки под двигателями и фиксированное хвостовое колесо на фюзеляже. В хвосте самолета также находился посадочный гак с гидравлическим приводом.
Изначальные требования предусматривали вооружение самолета двумя пушками и двумя пулеметами. На рубеже 1938-39 гг. 7,62-мм оружие потребовали заменить 12,7-мм системами. Также предлагалось вооружить истребитель 40 легкими противосамолетными авиабомбами. В дальнейшем их количество сократили. 20 бомб удалось разместить в специальных контейнерах под крылом. Тем не менее, опытный самолет XF5F-1 так и не получил штатное вооружение и испытывался без него.
Испытания и доводка
1 апреля 1940 г. летчик-испытатель компании Grumman впервые поднял опытный XF5F-1 в воздух. Самолет неплохо показал себя, но проявил некоторые недостатки. В течение нескольких следующих месяцев специалисты занимались проверкой техники, определением ее характеристик и устранением выявляемых недостатков. Первый этап испытаний, проведенный на аэродроме фирмы-разработчика, продолжался до начала 1941 г. и включал ок. 70 полетов.
В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 616 км/ч. Скороподъемность превышала 1200 м/мин – на 50-60 проц. выше, чем у других истребителей. Потолок – более 10 км, практическая дальность – 1250 км. Таким образом, по дальности или скороподъемности опытный XF5F-1 превосходил существующие палубные самолеты, однако проигрывал им по скорости.
После завершения доводки, в феврале 1941 г. опытный самолет передали ВМС для дальнейших испытаний. В течение нескольких следующих месяцев XF5F-1 Skyrocket сравнивали с другими перспективными образцами.