После ошеломляющего успеха фильма "Последняя реликвия" прибалтийские студии тут же принялись клепать похожие ленты. Но ни одной из них даже близко не удалось приблизиться к "Последней реликвии", та так и осталась непревзойденной. Почему? Вот, к примеру, лента "Кровавый камень", явно сделанная "по образу и подобию".
Казалось бы, у обоих фильмов много точек соприкосновения: действие происходит в XVI веке в Таллине и окрестностях, в центре сюжета - любовь красивой молодой пары и борьба народа с угнетателями и эксплуататорами (Без этого мотива в СССР обходился редко какой приключенческий фильм.), в обеих лентах звучат песни и пр. Вот посмотрите, даже внешне герои "Кровавого камня" Яана и Андреас похожи на Агнес и Габриэля, это тоже хрупкая блондинка и крепкий бородатый брюнет.
Но реплики из "Последней реликвии" растащили на цитаты, они давно уже стали афоризмами, а "Кровавый камень" помнят разве что киноманы да те, чья юность пришлась на начало 1970-х. Почему? Ну, во-первых, потому что копия всегда хуже оригинала. Во-вторых, вероятно харизматичность И. Андриня и А. Голобородько куда выше, чем у более статичных Г. Федотовой и А. Илда.
В-третьих, сценарий "Последней реликвии" мало того что имел в основе неплохой роман, он был отлично проработан, диалоги отличались четкостью и остроумием, все действия героев были обоснованы. С "Кровавым камнем" - совсем иная история. Такое впечатление, что или фильм делали наспех, не подумав, или же его жестоко сократили (на что намекает хронометраж: 1 час 13 минут). Зачем барон Юкскюль просил, чтобы к нему в камеру зашла Яана? В чем он хотел признаться, какой секрет открыть перед смертью и почему это так и осталось тайной для зрителя? Почему главные герои, Яана и Андреас, бегают по лесу, смеясь и дурачась, в то время как их ищут подручные барона и вовсе не затем, чтобы накормить булочками и погладить по головке? Мозги отшибло от гормонального сбоя? И, кстати, почему, собственно, фильм называется "Кровавый камень"? Ни одного камня, хоть кровавого, хоть нет, в фильме не показали, не считая валунов на берегу моря.
Я бы еще отметила некоторые проблемы с костюмами и менталитетом, потому что никак не могу понять, почему Яана пол-фильма проходила в одной рубашке. Она, конечно, крестьянская девушка и все такое. Но даже они юбки носили и в нижнем белье по улице не бегали. Стыдно-с.
Безусловно, хороши актерские работы. Но для успешного фильма этого мало. Вот и получается, что история о жестоком и жадном бароне и его конфликте с магистратом города Таллина так и не выстрелила. Картинка хороша, но - и только.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/118672/