Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Оружие Старого Китая. Великая сокрушительница врагов.

Среди иньцев был человек, который, посадив на нос пятнышко глины
величиной не более крылышка мухи, просил плотника Ши стесать его. Плотник Ши начинал вращать над головой топор так, что поднимался ветер, и, улучив момент, сбривал пятно топором, не задев носа, а инец и глазом не успевал моргнуть.
Чжуан-цзы

Тем, кто серьезно интересуется военной историей Поднебесной, хорошо известно, что во времена Шан-Инь, война представлялась как способ служения предкам, своеобразная трансформация культа мертвых: обожествленные предки во главе с легендарным первопредком почитаются выше всего, вытесняя прежних богов и духов природных сил.

Война в первую очередь средство для человеческих жертвоприношений, так выражается вера в предков и почтение к ним. Естественным следствием этих процессов становится неизбежное внесение этической мотивации, именно тогда происходит формирование концепции добродетели-дэ:

Война – это жертвоприношение, кто не воюет – утрачивает дэ, [кто]поддерживает культ предков – питает их честь, добывает им славу!

И очень интересно в этом плане рассмотреть класс оружия, который у современных ушуистов никак не встроен в их морально-нравственную концепцию традиционных боевых искусств. Речь пойдет о топорах, древнейшем оружии, удивительно совмещавшем в себе и хозяйственно-бытовую принадлежность, и жреческо-мистическую ипостась, в перерывах между сокрушением вражеских черепов. Древнее топоров как оружия лишь копье да дубинка, предтеча боевой булавы.

Первобытный ручной топор-рубило, заострённый с одной стороны и округлый с другой стороны камень - древнейший инструмент человека, его возраст варьируется от 800 тысяч до 400 тысяч лет; он обладал удивительной многовариантностью использования: мог быть одновременно и топором, и ножом, и киркой... Как необходимейшее орудие в первобытном обществе обладал огромным влиянием, в нем видели присутствие таинственных сил, существовало даже гадание с использованием топора - аксиномантия.
Первобытный ручной топор-рубило, заострённый с одной стороны и округлый с другой стороны камень - древнейший инструмент человека, его возраст варьируется от 800 тысяч до 400 тысяч лет; он обладал удивительной многовариантностью использования: мог быть одновременно и топором, и ножом, и киркой... Как необходимейшее орудие в первобытном обществе обладал огромным влиянием, в нем видели присутствие таинственных сил, существовало даже гадание с использованием топора - аксиномантия.

Но начнем мы не с вышеупомянутой глубины веков, а с совсем недавнего 1976 года, когда в Аньяне, это провинция Хэнань, в могиле первой в истории Китая военачальника-женщины, археологи раскопали большое количество бронзовых изделий, сотни предметов быта и оружия, общим весом более полутора тонн.

Очень веселый такой и жизнерадостный топорик... вероятно для жертвоприношений.
Очень веселый такой и жизнерадостный топорик... вероятно для жертвоприношений.

Даже совсем далёкие от китайский боевых искусств и истории Китая в большинстве своём слышали красивую сказку о девочке-воительнице Мулан, но кто из вас, дорогие читатели, знает о древней военачальнице и верховной жрице по имени Фу Хао (妇好 Fù Hǎo), а в свободное время одной из многочисленных жён основателя династии Шан?

У Дин (武丁 Wǔ Dīng,  1238 - 1180 до н. э.), основатель династии Шан (商  Shāng)
У Дин (武丁 Wǔ Dīng, 1238 - 1180 до н. э.), основатель династии Шан (商 Shāng)

Да что тут говорить, я и сам впервые узнал о ней из китайского археологического вестника, просматривая подшивки в поисках отчетов по находкам древнего оружия.

Памятник Фу Хао в Иньсюй (殷墟, Yīnxū, дословно «Развалины Инь»). Этот археологический объект общей площадью в 24 кв. км, один из крупнейших в Китае, сам по себе уникальный и интересный культурный памятник. В 1928 начало этих раскопок на месте столицы древнекитайского государства Шан считают датой рождения китайской археологии, именно эти раскопки подтвердили достоверность китайской историографии, например, трудов Сыма Цяня. Это было важным моментом в ту революционную эпоху слома и отрицания прежнего строя и традиционной культуры, ознаменовав поворот от доминировавшей концепции «недоверия к древним»(疑古 yígǔ) к «уверенности в древних»(信古 xìngǔ).
Памятник Фу Хао в Иньсюй (殷墟, Yīnxū, дословно «Развалины Инь»). Этот археологический объект общей площадью в 24 кв. км, один из крупнейших в Китае, сам по себе уникальный и интересный культурный памятник. В 1928 начало этих раскопок на месте столицы древнекитайского государства Шан считают датой рождения китайской археологии, именно эти раскопки подтвердили достоверность китайской историографии, например, трудов Сыма Цяня. Это было важным моментом в ту революционную эпоху слома и отрицания прежнего строя и традиционной культуры, ознаменовав поворот от доминировавшей концепции «недоверия к древним»(疑古 yígǔ) к «уверенности в древних»(信古 xìngǔ).
Гробница Фу Хао - самая большая и самая сохранившаяся гробница Иньсюй, найденная на сегодняшний день, с наибольшим количеством обнаруженных предметов. Раскопки в мае 1976 года на северо-западе деревни Сяотунь  - одно из самых важных археологических открытий в Китае в ХХ веке.
Гробница Фу Хао - самая большая и самая сохранившаяся гробница Иньсюй, найденная на сегодняшний день, с наибольшим количеством обнаруженных предметов. Раскопки в мае 1976 года на северо-западе деревни Сяотунь - одно из самых важных археологических открытий в Китае в ХХ веке.
Нефритовый нож в виде птицы из захоронения Фу Хао. Такие ножи в форме подвески могли использоваться жрецами или шаманами во времена Династии Шан,  существовало поверье о том, что их предки произошли от таинственной птицы, посланной на землю верховным божеством Шан-ди.
Нефритовый нож в виде птицы из захоронения Фу Хао. Такие ножи в форме подвески могли использоваться жрецами или шаманами во времена Династии Шан, существовало поверье о том, что их предки произошли от таинственной птицы, посланной на землю верховным божеством Шан-ди.

Фу Хао на памятнике с топором, оружием и одновременно символом королевской власти. Два больших и два малых топора с её именем были найдены вместе с ней в её могиле, по удивительному стечению обстоятельств, единственной сохранившейся и не разграбленной. Её останки покоились в двух деревянных лакированных гробах, вставленных один в другой, а вокруг гроба по четырем сторонам света её покой "охраняли" скелеты шестнадцати человек и четырех собак.
Фу Хао на памятнике с топором, оружием и одновременно символом королевской власти. Два больших и два малых топора с её именем были найдены вместе с ней в её могиле, по удивительному стечению обстоятельств, единственной сохранившейся и не разграбленной. Её останки покоились в двух деревянных лакированных гробах, вставленных один в другой, а вокруг гроба по четырем сторонам света её покой "охраняли" скелеты шестнадцати человек и четырех собак.
Один из топоров Фу Хао и надпись на нём.
Один из топоров Фу Хао и надпись на нём.

Однако топор хоть и одно из самых доступных, но не самое простое оружие. Что-то нет у меня знакомых ушуистов-практиков с этим оружием, а вот среди друзей-реконструкторов таких хватает, по раннему средневековью есть любители побиться с топором на бугуртах. Ох, не просто им управлять! Мне копьё и меч сподручнее, ими намного легче орудовать, особенно в толпе.

Большие топоры топоры Фу Хао после раскопок взвесили, так полагается. Один оказался весом 8,5 кг, а другой - 9 кг. Совсем не для изнеженных женских ручек! Даже если использовать как двуручное длинно древковое оружие! Непросто таким биться даже крепкому парню, маловероятно, что Фу Хао была хрупкой леди, как сейчас её любят изображать. Возможно, эти большие топоры использовали лишь во время жертвоприношений, ибо как таким махать в толпе сопротивляющихся недоброжелателей? Я вот взвесил свою алебарду, кованную реплику музейного оригинала, она всего 2,5 кг, но и с ней, да ещё в доспехах, тоже не особо легко.
Большие топоры топоры Фу Хао после раскопок взвесили, так полагается. Один оказался весом 8,5 кг, а другой - 9 кг. Совсем не для изнеженных женских ручек! Даже если использовать как двуручное длинно древковое оружие! Непросто таким биться даже крепкому парню, маловероятно, что Фу Хао была хрупкой леди, как сейчас её любят изображать. Возможно, эти большие топоры использовали лишь во время жертвоприношений, ибо как таким махать в толпе сопротивляющихся недоброжелателей? Я вот взвесил свою алебарду, кованную реплику музейного оригинала, она всего 2,5 кг, но и с ней, да ещё в доспехах, тоже не особо легко.

С этим топором Фу Хао выполняла обязанности верховной жрицы и оракула, лично возглавляла армии и вела боевые колесницы шаньцев, покорив многие соседние страны, что редко встречается в истории. Благодаря своей деятельности и военному таланту Фу Хао стала столь популярна в среде шаньских военных и жрецов, что после её смерти стали призывать её дух для победы в войне.
С этим топором Фу Хао выполняла обязанности верховной жрицы и оракула, лично возглавляла армии и вела боевые колесницы шаньцев, покорив многие соседние страны, что редко встречается в истории. Благодаря своей деятельности и военному таланту Фу Хао стала столь популярна в среде шаньских военных и жрецов, что после её смерти стали призывать её дух для победы в войне.

Фу Хао хорошо известна современным ученым - по дошедшим до нас гадательным надписям на костях и черепашьих панцирях. В те времена знания об окружающем мире и обществе были ограничены религиозными объяснениями. Жертвоприношения были обычной практикой и рассматривались как единственный способ умиротворения богов, обеспечения себя и близких защитой и счастьем. Правящие круги особенно опирались на свои религиозные убеждения и однозначно продемонстрировали это, сделав жертвенную церемонию своей самой важной политической деятельностью. Эти церемонии обычно проводились внутри храма предков правителей, где верховным жрецом (или жрицей, как в нашем случае) в жертву обычно приносились животные, рабы и военнопленных.

Руководящая роль Фу Хао на таких церемониях была выведена из большой коллекции жертвенных бронзовых сосудов, обнаруженных в её гробницы, а также кухонная утварь, несущая множество надписей имени Фу Хао.

Знаменитый сосуд для вина в форме совы из захоронения Фу Хао (妇好鸮尊) отражает торжественную и строгую эстетическую концепцию поздней династии Шан.
Знаменитый сосуд для вина в форме совы из захоронения Фу Хао (妇好鸮尊) отражает торжественную и строгую эстетическую концепцию поздней династии Шан.

Среди найденных артефактов были и черепаховые панцири с символами, указывающими, что именно Фу Хао подготавливала их для оракула. Это свидетельство того, что Фу Хао также отвечала за обряды гадания (龜策 guīcè).

"龟为卜,策为筮"
"龟为卜,策为筮"

Задача прорицателя была подготовить панцири черепахи или лопатки быка, высекая или высверливая в них небольшие углубления на внутренней поверхности. Во время церемоний гадания этот подготовленный панцирь или кость оракул держал на огне до образования трещин. Затем этот рисунок из трещин тщательно изучали, так как считалось, что можно таким образом предсказать будущее. После завершения ритуала дата гадания, имя оракула и предсказанный результат также вырезались на этом предмете, благодаря этому история получила ценнейший источник, повествующий о тех далёких времнах.

Гадательная кость из захоронения. Считается, что подготовку и предсказание делала Фу Хао. Тот факт, что Фу Хао была прорицателем, указывает на  её высокий политический статус.
Гадательная кость из захоронения. Считается, что подготовку и предсказание делала Фу Хао. Тот факт, что Фу Хао была прорицателем, указывает на её высокий политический статус.

Из древних исторических записей видно, что основные функции государства в то время были разделены на две категории:

  • проведение жертвоприношений и церемоний гадания;
  • военные действия.
Не знаю, догадались ли китайцы воспользоваться методом антропологической реконструкции облика на краниологической основе Михаила Михайловича Герасимова, но смотрится вполне так....
Не знаю, догадались ли китайцы воспользоваться методом антропологической реконструкции облика на краниологической основе Михаила Михайловича Герасимова, но смотрится вполне так....

Хотя нам не так уж и много известно о жизни воина и полководца, прорицательницы и жрицы Фу Хао, жившей во времена поздней династии Шан более трех тысячелетий назад, мы даже не знаем, когда она родилась и причину её смерти. Но все записи о ней позволяют историкам поверить, что именно она, воспользовавшись своим положением в этом все еще полуматриархальном и рабовладельческом обществе, смогла полностью задействовать свои таланты, удивительным образом объединив две высшие функции в своей стране...

Продолжение следует.

Дм. Моисеев, СПб