Среди иньцев был человек, который, посадив на нос пятнышко глины
величиной не более крылышка мухи, просил плотника Ши стесать его. Плотник Ши начинал вращать над головой топор так, что поднимался ветер, и, улучив момент, сбривал пятно топором, не задев носа, а инец и глазом не успевал моргнуть.
Чжуан-цзы
Тем, кто серьезно интересуется военной историей Поднебесной, хорошо известно, что во времена Шан-Инь, война представлялась как способ служения предкам, своеобразная трансформация культа мертвых: обожествленные предки во главе с легендарным первопредком почитаются выше всего, вытесняя прежних богов и духов природных сил.
Война в первую очередь средство для человеческих жертвоприношений, так выражается вера в предков и почтение к ним. Естественным следствием этих процессов становится неизбежное внесение этической мотивации, именно тогда происходит формирование концепции добродетели-дэ:
Война – это жертвоприношение, кто не воюет – утрачивает дэ, [кто]поддерживает культ предков – питает их честь, добывает им славу!
И очень интересно в этом плане рассмотреть класс оружия, который у современных ушуистов никак не встроен в их морально-нравственную концепцию традиционных боевых искусств. Речь пойдет о топорах, древнейшем оружии, удивительно совмещавшем в себе и хозяйственно-бытовую принадлежность, и жреческо-мистическую ипостась, в перерывах между сокрушением вражеских черепов. Древнее топоров как оружия лишь копье да дубинка, предтеча боевой булавы.
Но начнем мы не с вышеупомянутой глубины веков, а с совсем недавнего 1976 года, когда в Аньяне, это провинция Хэнань, в могиле первой в истории Китая военачальника-женщины, археологи раскопали большое количество бронзовых изделий, сотни предметов быта и оружия, общим весом более полутора тонн.
Даже совсем далёкие от китайский боевых искусств и истории Китая в большинстве своём слышали красивую сказку о девочке-воительнице Мулан, но кто из вас, дорогие читатели, знает о древней военачальнице и верховной жрице по имени Фу Хао (妇好 Fù Hǎo), а в свободное время одной из многочисленных жён основателя династии Шан?
Да что тут говорить, я и сам впервые узнал о ней из китайского археологического вестника, просматривая подшивки в поисках отчетов по находкам древнего оружия.
Однако топор хоть и одно из самых доступных, но не самое простое оружие. Что-то нет у меня знакомых ушуистов-практиков с этим оружием, а вот среди друзей-реконструкторов таких хватает, по раннему средневековью есть любители побиться с топором на бугуртах. Ох, не просто им управлять! Мне копьё и меч сподручнее, ими намного легче орудовать, особенно в толпе.
Фу Хао хорошо известна современным ученым - по дошедшим до нас гадательным надписям на костях и черепашьих панцирях. В те времена знания об окружающем мире и обществе были ограничены религиозными объяснениями. Жертвоприношения были обычной практикой и рассматривались как единственный способ умиротворения богов, обеспечения себя и близких защитой и счастьем. Правящие круги особенно опирались на свои религиозные убеждения и однозначно продемонстрировали это, сделав жертвенную церемонию своей самой важной политической деятельностью. Эти церемонии обычно проводились внутри храма предков правителей, где верховным жрецом (или жрицей, как в нашем случае) в жертву обычно приносились животные, рабы и военнопленных.
Руководящая роль Фу Хао на таких церемониях была выведена из большой коллекции жертвенных бронзовых сосудов, обнаруженных в её гробницы, а также кухонная утварь, несущая множество надписей имени Фу Хао.
Среди найденных артефактов были и черепаховые панцири с символами, указывающими, что именно Фу Хао подготавливала их для оракула. Это свидетельство того, что Фу Хао также отвечала за обряды гадания (龜策 guīcè).
Задача прорицателя была подготовить панцири черепахи или лопатки быка, высекая или высверливая в них небольшие углубления на внутренней поверхности. Во время церемоний гадания этот подготовленный панцирь или кость оракул держал на огне до образования трещин. Затем этот рисунок из трещин тщательно изучали, так как считалось, что можно таким образом предсказать будущее. После завершения ритуала дата гадания, имя оракула и предсказанный результат также вырезались на этом предмете, благодаря этому история получила ценнейший источник, повествующий о тех далёких времнах.
Из древних исторических записей видно, что основные функции государства в то время были разделены на две категории:
- проведение жертвоприношений и церемоний гадания;
- военные действия.
Хотя нам не так уж и много известно о жизни воина и полководца, прорицательницы и жрицы Фу Хао, жившей во времена поздней династии Шан более трех тысячелетий назад, мы даже не знаем, когда она родилась и причину её смерти. Но все записи о ней позволяют историкам поверить, что именно она, воспользовавшись своим положением в этом все еще полуматриархальном и рабовладельческом обществе, смогла полностью задействовать свои таланты, удивительным образом объединив две высшие функции в своей стране...
Продолжение следует.
Дм. Моисеев, СПб