Мы встретились с Эзопом в его только что открывшейся кофейне. Целый год наш герой собирался с мыслями, чтобы запустить собственное дело: подбирал помещение, оборудование, шаманил над меню. В день, когда он дал старт своему делу, в мире объявили о пандемии. Молодой предприниматель оказался в полной дыре. В материале — о том, что кроме печенегов, терзало бизнес в нашей стране.
«Сектор банкрот» на барабане
Попивая горячий латте, мы вместе вспомнили времена, когда нация переживала нечто подобное. Готовы прокатить вас на нашей вишнёвой восьмерке без номеров в атмосферные 90-е, когда воздух был чистым, жвачка «Турбо-супер» была вкусной (и просто была), а все боялись нового страшного вируса — ВИЧа.
В этом материале — 9 особенностей ведения бизнеса в суровые 90-е. Крутим барабан, и переносимся на 25 лет назад.
Жми play, иначе машина времени не сработает!
Аудиоплеер00:0000:00Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.
Ну вот мы и на месте. Сервант с посудой, шерстяное покрывало на кровати, ковер, жесткое кресло на тонких деревянных ножках. Обычная обстановка вокруг парняги из 90-х. Как бы он открывал бизнес в 2020-м — мы знаем, а что насчет 1996-го? С чего начать?
1. BigData нашего двора
Конечно, со сбора данных. Это сейчас мы все через одного знаем, что такое парсинг, агрегаторы и пользовательские действия. В 96-м у Эзопа был бы только один инструмент — личный опрос будущих потребителей. Здесь, в перерывах между обсуждениями Лёни Голубкова и ваучеров, можно было выявить истинную потребность в товаре. И скорее всего оказалось бы, что на весь район в округе только один хлебный ларек.
2. Бородатый бизнес-ангел
Кому можно (было) доверять в 2020-м? Банкам, крупным корпорациям. Кому можно доверять в лихие 90-е? Тому, кто знает тебя с пеленок. Например, деду, который помнит Брежнева и в 70-е был директором известного столичного гастронома. Он как никто знает, что хлеб всегда в цене. И готов инвестировать в одаренного парнягу и его дело. Расписка на сером листке бумаги, честное слово и можно пытать счастья, отстегивая деду приличный процент от прибыли.
3. Бизнес-план?
Какой бизнес-план? Это здесь Эзоп готовился целый год к открытию, в 96-м — все решалось бы здесь и сейчас: накладные на коленке, отсутствие смет, дедовские связи.
4. С района пацаны
В 90-х надо было найти надежных братков. Избежать рэкета — вторая по значимости задача после поиска инвестора. И кто-то вроде Витька и Вована с района точно бы пригодился. Авторитетная помощь за небольшой процент от продаж гарантирована.
5. Интерьерное решение
Любителей тонкого вкуса и тематических интерьеров просим отойти от экранов. Ибо это зрелище из 90-х — не для слабонервных. Кирпичная заброшка, большие коробки с логотипами от P&G и Mars, несколько постеров и ящики для товара — вот все интерьерное решение для нашего парняги. А, перед новым годом еще можно было повесить цепочку из цветной бумаги и несколько оберток от газировки. Но пацаны с района бы одобрили.
6. Равновесие «Тюмени»
Электронные весы, кассовый аппарат, терминал безналичной оплаты, сканер штрих-кодов – техническое оснащение любого современного магазина. Но не обольщайся, Эзоп. В 96-м оплатить покупку с телефона можно было только если ты сдал телефонную будку на металл. В прошлом у тебя был бы только один аппарат для всех подсчетов — весы «Тюмень». Клади товар, на другую сторону ставь гирьки. Жди, когда всё уравновесится, и стрелка остановится. А теперь считай на счетах, «сколько получилось в граммах».
7. Клиентоориентированность в клетку
Без личного подхода к клиенту — ни-ни, в каком бы времени ты ни открывал бизнес. И если в кофейне у Эзопа было веганское и детское меню, то для 90-х в первую очередь нужно было бы завести тетрадь «До зарплаты».
Нормальные пацаны знали, как надо просить.
8. Таргет по географическому признаку
Что делать, чтобы как можно больше потенциальных клиентов узнали о новом ларьке? Здесь, к счастью, ничего не поменялось — нужно работать ручками. Разница только в технологии. Сейчас Эзоп и его коллеги нанимают интернет-маркетологов, а 25 лет назад приходилось писать десятка три объявлений от руки или по трафарету и расклеивать их по району.
9. Гори огнем, сволочь!
Однако по обычному сценарию развития бизнеса в 90-х, как-нибудь утром Эзоп обнаружил бы свой ларек в руинах и с говорящей надписью на нем. Такие методы устранения соперников — ларьковладельцев были вполне рабочими, а о «здоровой конкуренции» можно было даже не мечтать. Что ж, имея за спиной месяцы мытарств, долги дедуле-инвестору и браткам, поставщикам, наш предприниматель остался у разбитого корыта. Никаких гарантий, никакой поддержки, только руины.
Маленькая бизнес-жизнь из 90-х, на которую мы вместе с Эзопом сделали косплей — это реальная история тысяч предпринимателей по всей стране.
Вместе с МТС наше интернет-издание запустило проект про бизнес в 90-х. Если вы открывались «под рэкетом», если вы помните, что такое дефолт, если в вашей кладовке до сих пор пылится трофейная клетчатая сумка челнока – напишите нам! Поделитесь своей историей, как вы вели бизнес на заре новой России, и станьте нашим новым героем.