Задумайтесь...было бы идеально, если бы гармоничные родители были бы мудрыми воспитателями своим детям и развивали бы у них таланты и способности ко всеобщему удовольствию и благости...
Но к сожалению зачастую бывает так, что сталкиваясь с непомерными ожиданиями родителей на свой счет, отвержением, будучи вовлеченными в обслуживание отношений и интересов родителей, нагруженные непосильной ответственностью, дети (независимо от возраста) просто не в состоянии успешно реализовывать свои таланты и способности.
Страдают их здоровье, самооценка, доход, личная жизнь. На свою собственную жизнь и успех у них не остается ни времени, ни сил.
И тогда получается, как в том анекдоте..
Отец ждал сына-наследника, мечтал с ним играть в футбол, учить его рыбалке и боксу, ходить с ним на охоту. А родилась прекрасная девочка. Как отец отреагировал? Как в анекдоте!
— Поздравляем, вы теперь отец!
— Сын родился?
— Нет.
— А кто?
Но продолжение этого анекдота вовсе не вызывает улыбку, поскольку "несостоявшийся" сын - женщина, которая только к сорока годам начала учиться делать что-то приятное для себя. До этого возраста она «была никем и ничем, и звать меня никак».
Реальный случай из практики моей коллеги, когда родители ставили перед сыном совершенно олимпийские задачи: «Ты должен сдать норматив кандидата в мастера спорта в этом году». А он перед каждыми важными соревнованиями получал травму и срывал планы родителей. А все потому, что мама жила только сыном и его достижениями, полностью отказавшись от своей жизни. И от ребёнка требовалось та же самая самоотверженность...Этого дисбаланса и долга душа ребенка не выдерживала и саботировала как могла.
Или другой случай.. когда учащийся школы, недоучившись полгода до получения аттестата, бросает учебу, чтобы устроиться на работу и помогать своим родственникам материально, чтобы отдать должное семье, ведь "старший брат тоже так делал". Через год работы грузчиком он выглядит высохшим стариком, здоровье подорвано. Родители его по-прежнему убеждены, что работать ему важнее, чем учиться.
А вот ещё не менее драматичная история...
Мать изначально рожает девочку для того, чтобы через это восполнить дефицит любви со стороны собственной матери. Поглаживает свой живот во время беременности и приговаривает: «Я рожу себе любящую маму». Девочка вырастает с гипертрофированным чувством долга перед матерью, ничего не позволяя себе. Кроме того, в такой семье полностью деформирована ролевая структура, а ребёнка с "материнским назначением" можно полноправно назвать сиротой.
Когда в возрасте 30 лет, вполне адекватный молодой человек, приходит на терапию со словами: «Помогите, я живу не свою жизнь. Я себе не принадлежу», впоследствии выясняется, что с десятилетнего возраста мальчик жил твёрдой установкой матери - "Не разведусь с твоим отцом, буду терпеть, ведь тебя нужно поставить на ноги" . Далее на протяжении 20 лет тотальное чувство вины перед матерью идёт с ребёнком рука об руку, личная жизнь не удаётся и в 30 лет, мысли о собственном счастье или о своём личном жизненном пути заканчиваются самобичеванием..
Таких историй множество. Напротив психотерапевта сидят прилично одетые, аккуратные, рассудительные люди, которые, увы, не в силах отмотать время назад и изменить ход неверного разрушительного сценария..
Очень сложно иногда сделать вдох и поговорить с собой честно, один на один, а потом признать, что иногда героями таких вот печальных историй являемся и мы сами.
Работайте над собой и будьте здоровы!
О том, может ли быть опасен школьный психолог читайте здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5e8c6e3fcbf20f7d5f468f6b/psevdopsihologiia-v-shkole-5e8d5ed017dba3371914b33c?from=editor