Первый квартал 2020 года вновь продемонстрировал катастрофическое отставание американского авиаконцерна от своего европейского конкурента. В конце апреля мы сравним ещё и финансовое состояние ведущих мировых авиапроизводителей. В условиях коронавирусного и экономического кризисов Боингу просто нечем ответить Эйрбасу. Напоминаем, что мы очищаем статистику Боинга от военных заказов. Подробнее об этом можно прочитать тут.
Поставки самолётов
Эйрбас (Airbus, Европа) - 122 самолёта. По сравнению с 2019 годом наблюдается снижение на 25%, или на 40 самолётов. Картина поставок по семействам самолётов выглядит так:
- А220 - 8 (без изменений)
- А320 - 96 (-24%, - 30 самолётов)
- А330 - 4 (-20%, -1 самолёт)
- А350 - 14 (-36%, - 8 самолётов)
- А380 - 0 (-100%, -1 самолёт)
Боинг (Boeing, США) - 42 самолёта. Падение по сравнению с 2019 годом ускорилось до 70%. В абсолютных величинах поставки упали на 96 бортов. По типам имеем следующую ситуацию:
- Б737 - 2 (-98%, -83 самолёта)
- Б747 - 0 (-100%, -2 самолёта)
- Б767 - 5 (без изменений)
- Б777 - 6 (-40%, - 4 самолёта)
- Б787 - 29 (-19%, - 7 самолётов)
Итоги: По поставкам Боинг вчистую проигрывает Эйрбасу с 2019 года. Остановились поставки самых больших самолётов с 4 двигателями у обоих производителей. В условиях нынешнего кризиса такие самолёты не востребованы.
Заказы
Эйрбас (Airbus, Европа) - плюс 290 самолётов. По сравнению с 2019 годом наблюдается небывалый рост на 368%. По семействам имеем следующую динамику изменения заказов:
- А220 - плюс 42 (рост в 10 раз, +38 самолётов)
- А320 - плюс 248 (рост в 12 раз, + 228 самолётов)
- А330 - минус 4 (в 2019 году заказов не было)
- А350 - плюс 4 (-89%, - 34 самолёта)
- А380 - 0 (в 2019 году заказов не было)
- Общий портфель заказов на 31 марта 2020 года - 7650 самолётов. На семейство А320 приходится 81% заказов (6220 самолётов).
Боинг (Boeing, США) - минус 319 самолётов. В прошлом году в первом квартале Боинг получил заказ на 73 самолёта. Распределение заказов по типам демонстрирует следующую картину:
- Б737 - минус 326 (-100%, 11 заказов в 2019 году)
- Б747 - минус 4 (в 2019 году заказов не было)
- Б767 - плюс 2 (-50%, 4 заказа в 2019 году)
- Б777 - минус 15 (-100%, 20 заказов в 2019 году)
- Б787 - плюс 24 (-37%, 38 заказов в 2019 году)
- Общий портфель заказов на 31 марта 2020 года - 5347 самолётов. На семейство Б737 пока остаётся 4354 заказа. Его доля в портфеле составляет 81%.
Итоги: Динамика заказов отражает долгосрочное изменение спроса авиакомпаний на новые самолёты. По этому показателю Боинг демонстрирует очередной провал в сравнении с Эйрбасом. Спрос на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты падает у обоих компаний. А в среднемагистральном сегменте, для которого ещё осталась работа в условиях кризиса, Боингу с его "небезопасным" проектом 737 MAX ответить просто нечем.
Производство
Эйрбас (Airbus, Европа) - В первом квартале Эйрбасу пришлось впервые работать на склад. На заводских стоянках осталось 60 самолётов, которые не удалось поставить авиакомпаниям из-за закрытия границ и просьб авиакомпаний об отсрочке поставок. Заводы компании временно закрыты в США, Канаде, Великобритании и Испании. Производство во Франции, Германии и Китае продолжается со снижением темпа. Производство А320 снизилось на 25% до 40 самолётов в месяц. Производство дальнемагистральных А330 и А350 сокращается на 40-50% до 2 и 6 самолётов в месяц соответственно.
Боинг (Boeing, США) - В январе остановлено на неопределённый срок производство модели Б737. С 25 марта остановлено производство остальных моделей. Компания запросила у Правительства США финансовую помощь в размере 60 миллиардов долларов и раздумывает о сокращении 10% сотрудников. Субподрядчики Боинга уже приступили к увольнениям. Производство Б787, на который пока есть хоть какой-то спрос, сокращается ускоренными темпами. Ранее планировалось сокращение с 14 до 12 самолётов в месяц. Теперь принято решение о сокращении до 10 в месяц.
Прогнозы на 2-й квартал
Эйрбас (Airbus, Европа) - Эйрбас традиционно легче проходит через все последние кризисы по сравнению с Боингом. Однако текущий кризис будет сильнее чем в 1998, 2001 и 2008 годах. Во втором квартале мы ожидаем дальнейшее падение поставок на 20-25%, отсутствие новых заказов, производство сократится на 30-35%. Восстановление работы остановленных заводов ожидается в мае-июне.
Боинг (Boeing, США) - Компании приходится выдерживать удары сразу с 4-х сторон - коронавирус, экономический кризис, торговые войны с Китаем и Европой, катастрофы и остановка самолётов Б737 MAX. Во втором квартале все указанные негативные факторы продолжат действовать. Наш прогноз по Боингу - поставки упадут ещё сильнее, заказы продолжат сокращаться ускоренными темпами, производство восстановится лишь частично ближе к июню.
Чтобы следить за дальнейшей судьбой Боинга и Эйрбаса подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, оставляйте своё мнение в комментариях.
Читайте наши рейтинги по итогам 2019 года:
Топ 25 крупнейших авиакомпаний Евразии
Крупнейшие авиапроизводители мира 2019
15 главных авиасобытий 2019 года
Аэропорты Москвы. Итоги 2019 года
Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019