Современный мир трудно представить без офисов и его обитателей. Корпорации растут, количество сотрудников в офисах достигло внушительных размеров. По данным на 2010 год в России 35 140 000 человек - это количество офисный работников. В нынешнее время на рынке труда существует дефицит специалистов в космической отрасли, инженерного дела, строительства, горнодобывающей и строительной отраслях. А все потому, что современная молодёжь считает престижным работать в офисе. Откуда пошла мода быть офисным сотрудником?
🔅Первые белые воротнички
До середины XIX века существование офисных сотрудников было настолько незначительным, что никто и не пытался выделить их в отдельную группу. Уже эпоха индустриализации ускорила производство и увеличила объём административной, а вместе с ней и бумажной работы. Клерков становилось всё больше, упоминания о них начали появляться в прессе и литературе, и постепенно они начали осознавать себя частью некоего сообщества.
Одним из признаков этой новой социальной группы стали накладные белые воротнички. Сорочки стоили слишком дорого, так что магазины одежды стали продавать клеркам отдельные воротнички.
С самого своего появления офисная работа производила на окружающих впечатление чего-то неестественного. В мире, где все работали фермерами, плотниками и моряками, офисный труд казался чем-то несерьезным, а клерк был фигурой смешной и любопытной. В 1880 году таким трудом занималось лишь 5% рабочего населения.
🔅Как офисная работа стала престижной
Однако количество офисных работников стремительно росло. Одна из главных причин изменения — специализация бизнеса. Раньше один человек совмещал в себе множественные роли. Он мог быть розничным и оптовым торговцем, владельцем корабля, банкиром и страховщиком в одном лице. Во второй половине XIX столетия каждое направление нашло своего отдельного исполнителя, банки начали выдавать кредиты, владельцы судов — перевозить грузы, продавцы сконцентрировались на конкретных товарах.
Это разделение задач привело к тому, что ручной труд (весь этот грязный, шумный и дурнопахнущий мир) был окончательно отделен от умственного. Компании-производители начали открывать офисы вдали от своих собственных фабрик. Даже если они располагались в одном здании, в нём делали два входа: один — простой — для рабочих, а второй — чистый и красивый — для сотрудников офиса.
Ещё одно явное отличие этих групп заключалось в способе оплаты. Рабочим платили за отработанные часы, а клеркам выдавали ежемесячную зарплату. В связи с этим работа в офисе стала ассоциироваться со стабильностью и безопасностью, она становилась всё более престижной.
Успех клерков во многом зависел не только от эффективности работы, но и от созданного ими образа, хороших манер и других личных качеств, которые затем сформируют классическое поведение офисного сотрудника — вежливого и исполнительного. Ни одно другое сообщество не было так одержимо статусом, как клерки. С одной стороны, они уже не были обычными рабочими, но они так же не были элитой с до среднего класса не дотягивали. Эта проблема внутренней самоидентификации будет преследовать офисных сотрудников всегда.
🔅Что же так повлияло на офисную культуру
За это время бизнес превратился в действительно крупный бизнес. Количество рабочих мест для офисных сотрудников выросло в геометрической прогрессии. Бюрократия захватила компании. Удивительным образом этому способствовало и развитие технологий.
Всё это увеличило и количество бумажной работы: счета, квитанции, договоры, служебные записки, отчёты, расшифровки совещаний и так далее. Количество людей, отвечающих за «бумажное» хранение и передачу информации, росло, и их всех нужно было как-то разместить, как-то научиться ими управлять. С таким количеством подчинённых руководителю нельзя было работать наравне, как раньше. Появилась иерархия внутри компании. Сотрудники по привычке работали с надеждой однажды стать главным.
В нынешнее время многое изменилось!
Но возможность «стать когда-то главным» осталась доступна для всех, кто стремится к своей цели, занимается саморазвитием, а также готов трудиться и работать над собой.
Яна Смоковдина.