Оказывается, в Московском царстве начала XVII века существовала необычная церемония по празднованию Вербного воскресенья. В церемонии принимали участие царь, царевич, патриарх, высшее боярство.
В Вербное воскресенье отмечают Вход Господень в Иерусалим, а вернее его въезд в город на белом осле. На церемонии 1603 года, описанной очевидцем, патриарх, подобно Иисусу, ехал верхом на белой лошади, замаскированной под осла.
Удивительно, но описание церемонии дошло до нас только в описаниях иностранцев. Наиболее подробно описал это событие Иоганн Брамбах, прибывший в Москву в составе Ганзейского посольства. Дело происходило во время правления царя Бориса Федоровича Годунова.
"...17 того же месяца, в Вербное воскресенье, смотрели мы на процессию, как царь и великий князь государь Борис Федорович и сын его высочество царевич из царского дворца вели или, вернее, держали под уздцы осла или коня святейшего патриарха, ехавшего на нем в церковь, называемую Иерусалимской... ".
"... Собралось во дворце и перед дворцом многое множество русского народа как мужского, так и женского пола. Затем перед самым началом процессии и выезда патриарха на особой колеснице было утверждено пальмовое дерево, увешанное яблоками и фигами; между ветвями помещались 5 отроков в белых рубашках и парчовой одежде, которые пели на своем языке: «Слава в вышних». Эта колесница ехала впереди всех.
За ней следовали две хоругви, несомые одна подле другой, а затем двигалась огромная толпа монахов и священников, а также и бояр, весьма пышно одетых; в руках они держали большей частью пальмовые ветви, а частью и иконы. После них следовали его царское величество и юный царевич, государь Федор Борисович, одетые в вышитое золотом и жемчугом облачение, один подле другого; у царя на голове была царская корона, а в правой руке у каждого из них было по царскому посоху, в левой же по золотой пальмовой ветви. За ними ехал патриарх в белом облачении и в белом же клобуке верхом на лошади, покрытой белыми попонами и заменявшей собой осла.
Позади его следовала еще толпа бояр. Кроме того, тут были собраны в довольно большом количестве русские юноши, которые, снимая с себя одежду, расстилали ее вдоль пути их величеств и патриарха... ".
Еще один иностранец, Джильс Флетчер, тоже оставил схожее описание: "...Сверх того, совершается здесь еще один торжественный обряд в Вербное воскресенье и на основании весьма древнего предания: в этот праздник патриарх проезжает через Москву верхом на лошади, которую сам царь ведет под уздцы, а народ взывает: Осанна! — и бросает свое верхнее платье под ноги лошади...".
Однако Флетчер добавил любопытную подробность: "...Патриарх платит в этот день царю за хорошую службу положенную дань, 200 рублей...".