Найти тему
Исследование Писания

1 КОРИНФЯНАМ (ч.5): ЗАЩИТА И НЕОДОБРЕНИЕ ПАВЛА

Оглавление

(1 Коринфянам 4)

В церкви в Коринфе происходили разделения. На почве чрезмерного увлечения человеческой мудростью создавались фракции. Павел призвал своих читателей вернуться к проповеданному им евангелию, которое они услышали всего лишь несколькими годами ранее.

Трудная задача стояла перед ним в связи с разделениями, но необходимо было обратиться ещё и к другому вопросу. Он касался его лично. Некоторые не признавали власти Павла. В результате апостол вынужден был сказать кое-что о себе, своих отношениях с Господом и своей продолжающейся связи с коринфской церковью. Подход апостола к этой проблеме имеет явное значение для церкви сегодня. Обычно поиск истины помогает, когда искатель истины может проявить беспристрастие в отношении темы и исследовать её без предубеждения. Однако такая отстранённость становится помехой, когда исследуется истина о Боге и взаимоотношениях человека с Ним.

Принятие Божьей истины определяет образ жизни человека. Вопросы, углубляющиеся в то, что значит быть человеком, как следует поступать с другими, чего требует Бог и куда движется жизнь, невозможно рассматривать с позиции полной отстранённости. Эти вопросы предполагают личную приверженность. Отстранённость от данной темы со стороны духовного лидера не способна вдохновлять и почти непростительна. В этом письме к коринфянам мы видим приверженность Павла ко всему, что прославляет Христа, ко всему, что может привести грешников к примирению с Богом. Апостол знал, что мнение церкви о нём лично будет туго вплетено в ткань их послушания Христу и надежды на Него. Хотя ему было неловко делать это, апостолу пришлось высказаться о своих критиках и защитить своё служение.

СЛУЖЕНИЕ ПРОТИВ ВЫСОКОМЕРНОЙ КРИТИКИ (4:1–5)

«Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне — Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Стих 1. Выше Павел уже называл себя и Аполлоса «служителями» (3:5); но в том случае он выбрал слово диаконой, имеющее несколько иной оттенок значения, нежели слово, переведённое как «служители» в 4:1 (хиперетай). Греческое слово, употреблённое в последнем случае, иногда использовалось для обозначения ассистента правительственного чиновника или врача. В начале первого миссионерского путешествия Павла его и Варнаву сопровождал Иоанн «для служения» (хиперетес; Деян. 13:5). Он был прислужником, слугой самого низшего разряда. То, как использовал здесь это слово Павел, показывает, что он не искал какого-то особого статуса для себя или Аполлоса, кроме прислужника. Оба они были помощниками в труде Господа Иисуса Христа.

И Павел и Аполлос были служителями; к своему служению они относились серьёзно. Будучи помощниками Господа, они были также Его домостроителями (ойкономой), доверенными лицами, выполняющими поручения Господина. Иисус доверил им ответственное служение. И одним из заданий в их служении Христу было их служение христианам в Коринфе. Они были служителями, но они также были домостроителями тайн Божиих. Что Павел имел в виду под «тайнами», более подробно описывается в Еф. 3:4–7:

«…вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его».

Ничто в контексте не указывает на греческие мистические религии, хотя читатели с языческим прошлым в городе, подобном Коринфу, были хорошо знакомы с понятием «тайн» (мистерий), связанных с такими местными греческими божествами, как Деметра, и заимствованными божествами вроде Исиды.

Стих 2. С чем бы ни было связано служение Павла христианам в Коринфе или где бы то ни было ещё, он прежде всего был предан Господу, который заплатил за них цену. Павел не описывает своё служение, но при этом выражает своё твёрдое решение быть верным ему: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Домостроитель (управляющий) был доверенным служителем, отвечающим за имущество. Он не был владельцем, но он отвечал за ведение дел в отсутствие хозяина.

Чуть более чем за два десятилетия до того, как писал Павел, Иисус решил, что преподавать духовные истины удобно на примере роли домостроителя. Он проиллюстрировал отношение человека к материальному имуществу, рассказав историю об управителе, пойманном на обворовывании человека, сделавшего его доверенным лицом (Лк. 16:1–9). В другой раз Господь предупреждал о суде, задав такой вопрос: «Итак, кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставит над слугами своими…?» (Лк. 12:42). Павел понимал свои взаимоотношения с Христом как управление тем, что вверено его попечению (Гал. 1:15, 16). Апостолы действительно были управляющими, хотя и совершенно особого порядка. Однако в более широком смысле понятие «управляющий», «распорядитель» помогает правильно охарактеризовать всю христианскую жизнь. Пётр призывал каждого верующего быть верным тому домостроительству, которое было вверено ему Богом (1 Пет. 4:10).

Стих 3. Некоторые, очевидно, считали себя вправе указывать на, как им казалось, недостатки Павла. Вряд ли они оспаривали суть его учения; критиковали они в большей степени его манеру. Они считали, что Павел плохо говорит или что его внешний вид и аргументация не утончённы. Некоторых, возможно, смущало, когда Павла сравнивали с софистами, популярными у их родственников и соседей.

Апостол понимал, что его крикливых критиков волновали мелочи. Он заявляет, что для него очень мало значит, как они судят о нём. Их критика его совсем не беспокоила. Бен Уидерингтон III объяснил это следующим образом:

«Они считали себя вправе судить Павла, ибо именно это проделывали слушательские аудитории со своими ораторами и их речами. Их критика в большей степени касалась не того, был ли Павел полномочным служителем Бога, а формы его служения: его слов и его личности. Короче говоря, оратором он был корявым».

Было бы ошибкой заключить из слов Павла, что он был равнодушен к тому, что другие думали о его служении. Любой служитель несёт ответственность за своё личное поведение, и, конечно же, апостол Павел не был в этом исключением. Павла беспокоило то, какие критерии выбрали его оппоненты для суждения о нём. В центре их критики была манера и стиль его учения. Возможно, при обсуждении человека такие детали, как судят другие люди, и важны, но это никак не относится к проповеди евангелия. Апостол говорит: «Я и сам не сужу о себе». Один Господь мог судить то, как Павел излагал послание.

Стих 4. Слова «Ибо хотя я ничего не знаю за собой» могут показаться чересчур смелыми. Большинство людей, оценивая собственные слабые места, могли бы высказать несколько критических замечаний. Но Павел не претендует на то, чтобы считаться самим совершенством. В то же время он не колеблясь защищает свою порядочность. Когда дело касалось его обязанностей перед Богом, его изложения истины и его образцового христианского поведения, Павлу не за что было краснеть перед своими оппонентами. В 4:16 он написал: «Поэтому умоляю вас: подражайте мне» (см. 11:1). Павел не закрывал глаза на грех и относился к нему серьёзно. Он никогда не оправдывал безнравственное или бесчестное поведение. Никто не мог отрицать, что он подавал коринфянам хороший пример.

Что касается своих ораторских способностей, Павел не высказывает о них никаких суждений, но он горячо отстаивает свою верность Богу. Он серьёзно относился к слову Божьему, которым руководствовался в собственной жизни. Когда учителя христиан учат одному, а ведут себя по-другому, страдает церковь. Павел осторожен. Хотя он не видит противоречия между образом жизни, который он провозглашает, и жизнью, которую он ведёт, апостол не утверждает, что он безупречен. Только Бог один оправдает или осудит его: «Судья же мне — Господь», — говорит он. В любом случае критики Павла не имели фактического материала, чтобы быть его судьями.

Стих 5. Советуя христианам в Коринфе не судить никак прежде времени, пока не придёт Господь, Павел говорит о суде иного рода. Некоторые члены церкви брали на себя роль судей в вопросах, решать которые они не имели ни права, ни компетенции. Иисус предупреждал Своих последователей не судить ни мотивы, ни сердца людей (Мф. 7:1–5; см. Иак. 4:11). Однако апостол не говорит, что весь суд должен быть отложен до момента, когда прозвучит труба архангела. Прежде чем закончить своё письмо к коринфянам, он призвал их осудить одного из их членов, который жил с женой своего отца (5:1–5), осудить споры, возникающие между ними (6:5), и признать аморальное поведение и отказаться от него (см. 6:15).

Когда Господь вернётся, земное время закончится и Христос осветит скрытое во мраке. Христос — единственный, кто может обнаружить сердечные намерения. Павел не убеждает в том, что приход Христа будет означать конец века и начало вечной жизни для искупленных; он считает это само собой разумеющимся. Он ничего не говорит о мистических тайнах восхищения святых, тысячелетнего правления Христа на земле, битвы при Армагеддоне, возвращения иудеев в Израиль или жертв, приносимых священниками в отстроенном храме в Иерусалиме. Об этом вы не прочитаете в Писании. Эсхатология (это слово происходит от греческого слова эсхатос, означающего «последний», отсюда учение о последнем времени) в Новом завете служит двум целям. (1) О событиях в конце света говорится, чтобы убедить нас в том, что Бог — Вседержитель. Он направляет мир к тому концу, который выберет Сам. (2) Знание того, что человеческое время подходит к концу, напоминает нам о том, что надо безотлагательно начинать вести благочестивую жизнь. Пётр призывал христиан задуматься о том, «какими [им] должно быть в святой жизни и благочестии» (2 Пет. 3:11).

ПАВЕЛ ПРОТИВ КОРИНФСКИХ РАСКОЛЬНИКОВ (4:6–13)

Разобщённость, угрожавшая церкви в Коринфе, имела в своём основании не просто предпочтение одного учителя другому. Эти верующие конфликтовали из-за упрямого соперничества. Объясняя взаимосвязь между своими трудами и трудами Аполлоса, Павел, так сказать, лечил симптомы, а не саму болезнь. Отсутствие у них единства свидетельствовало о том, что они не впитали в себя Святого Духа. Смысл служения кресту ускользнул от них. Церковь стала для них способом борьбы за господство, а не местом проявления сострадательной любви. Павел был для них образцом Христа, но они сохранили своё мирское поведение.

С доброй долей иронии Павел упрекает своих читателей, противопоставляя преданность, требуемую от апостолов, своекорыстным распрям в Коринфе. Братья знали Христа не только из слов апостола, но и по самопожертвованию и преданности, на которые его вдохновил Иисус. Он пишет о том, к чему обязывало его звание апостола. Будучи апостолом, он не мог позволить себе роскоши обсуждать достоинства умелой риторики. Его участью были слабость, голод, холод и жестокое обращение. Церкви необходимо было перейти от высокомерных споров и бессмысленных сравнений учителей к более вещественным свидетельствам присутствия Христа среди них.

Все равны (4:6, 7)

«Это, братья, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

Стих 6. «Это», что Павел приложил к себе и Аполлосу, — вероятнее всего, его метафоры о земледельцах и строителях в 3:6–11. Однако смысл этих метафор распространяется и на обсуждение, начатое Павлом в 1:10. Стилистические приемы с использованием образов из области архитектуры и сельского хозяйства иллюстрируют взаимоотношения этих двух учителей между собой и с получателями письма (3:4–11). Целью апостола было противопоставить образ мыслей служителя, присущий их наставникам, соревновательному духу многих в Коринфе.

Слово «приложил» — перевод греческого слова метасхэматидзо. Фредерик Данкер так перефразировал слова Павла: «Говоря об Аполлосе и себе, я придал этому своему учению форму экспозиционного толкования». В применении Павлом метафор был скрыт призыв к читателям впитывать то, чему их учили эти учителя. Было несправедливо по отношению и к Павлу и к Аполлосу использовать их имена на знамёнах враждующих группировок в теле Христа.

В своих сравнениях Павел говорит о себе и Аполлосе; он не упоминает Кифу (Петра). В главах с 1 по 4 «Кифа» появляется лишь дважды (1:12; 3:22), в то время как имя «Аполлос» встречается 6 раз (1:12; 3:4, 5, 6, 22; 4:6). Важнее числа упоминаний следующее: то, что Павел «приложил к себе и Аполлосу ради [них]», целиком и полностью относилось к Аполлосу и совсем не относилось к Кифе. Павел явно упомянул Кифу исключительно гипотетически. Те, кто создавал партии, объявляя Павла или Аполлоса своими лидерами, с такой же лёгкостью могли образовать ещё партию вокруг Кифы или Христа. Такие разделения были недопустимы. Упоминание Павлом «Кифы» не служит свидетельством того, что Пётр был в Коринфе.

Последняя часть стиха 6 непонятна. Буквальный перевод с греческого языка звучит так: «…чтобы вы научились от нас “не сверх того, что написано”». Переводчики стараются передать тот смысл, который, по их мнению, заключается в этой фразе, добавляя слова «не мудрствовать сверх», «не идти дальше». Определённый артикль (то) в греческом языке перед фразой «сверх того, что написано» (то Мэ хипер ха геграптай), наводит на мысль о том, что у некоторых в общине эта фраза была девизом. Возможно, Павел делает его главным принципом церкви в решении сложных вопросов. В Международном Библейском Обществе написано: «…чтобы вы на нашем примере постигли, что означает изречение: “Ничего сверх того, что написано”».

Что имел в виду Павел, когда говорил «что написано»? Имел ли он в виду Ветхий Завет? Написал ли он для них краткое пособие с инструкциями? Может, апостол оставил для них список изречений Иисуса? Сегодняшние читатели, возможно, никогда не смогут ответить на эти вопросы абсолютно точно; но совершенно ясно, что фраза «что написано» подтверждала то, что учителя должны были быть служителями и домоправителями Христа. Они не были независимыми источниками власти или образцами ораторской или философской утонченности, и они не должны были быть причиной разделений.

Самый лучший ключ к разгадке того, что подразумевал Павел под фразой «что написано», даёт контекст. В 3:19, 20 он, готовясь процитировать два отрывка из Писания (Иов. 5:13; Пс. 93:11), сказал: «как написано…». Оба эти отрывка превозносят мудрость Бога над человеческими размышлениями. Коринфяне вышли за рамки написанного и стали превозноси[ться] один перед другим. Апостол их призывает полагаться на мудрость, открытую Богом. Эту мудрость можно найти в писаниях Ветхого Завета и в откровении, которое Христос передал им через вдохновенных учителей. Выходить за рамки этих учений — опасно.

Стих 7. Павел порицает коринфян не только за то, что они проводили различия между ним, Аполлосом и другими проповедниками, но и за то, что они взяли на себя роль судей. В 4:7 Павел спрашивает: «Кто?»; «Что?»; «Почему?» Первый вопрос: «Кто отличает тебя?» — трудный. Говорил ли Павел о том, что они судят друг друга? Был ли вопрос обвинительным заключением, в котором спрашивалось: «Есть ли среди вас достаточно смелый, чтобы считать вас выше всех?» Именно так толкуется это в большинстве версий, дающих переводы типа: «Кто же делает тебя лучше других?» (Международное Библейское Общество); «Кто говорит, что ты лучше других?» (Современный Перевод). Главная проблема с подобным переводом состоит в том, что при таком толковании ожидалось бы употребление местоимения множественного числа, «вы», тогда как употреблено единственное число: «ты» (се).

С другой стороны, вопрос можно понять так: «Кто делает различия между вами?» Подразумеваемый ответ: «Никто! Никто по положению не находится выше, чтобы судить». Если бы смысл был таков, то мы бы ожидали увидеть местоимение во множественном числе и, возможно, отрицательную частицу мэ («не»), подразумевающую отрицательный ответ, в начале вопроса. Гордон Фии полагает, что основная проблема, которая была у Павла с коринфской церковью, заключалась в неприятии ею его апостольских полномочий. Соответственно, Фии утверждает, что вопрос следует переводить: «Что вы о себе воображаете, что судите слугу другого?» Остальные вопросы, как представляется, подтверждают это толкование, но Фии не удалось объяснить использование местоимения в единственном числе. Возможно, заводилой в разделениях в Коринфе был один человек, имя которого в письме не называется. Это может объяснить использование местоимения единственного числа «ты».

Какова бы ни была суть вопросов, предполагаемый ответ на них один: пред Богом все люди равны. Все получают дары от Божьих щедрот. Эта община была благословлена тем, что учителями у них были Павел, Аполлос и, возможно, другие. Никто не имел права брать на себя роль судьи. Дух противоборства и практика состязания друг с другом за главенствующее положение свидетельствовали, среди прочего, о неслыханной неблагодарности.

Превосходство — это не цель (4:8–13)

«Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и людей. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас — мы благословляем; гонят нас — мы терпим; хулят нас — мы молимся; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Стих 8. «Ирония» — слишком мягкое слово для описания слов Павла: Вы уже пресытились, вы уже обогатились. Лучше, наверное, назвать это «язвительным сарказмом». Павел описывает настроения, царившие у коринфян. Толкователи усмотрели в этих словах отражение целого ряда конфликтов. Возможно, некоторые братья были убеждены, что конец света уже наступил и что они уже живут в эру Духа. Если так, то это привело к тому, что они начали оспаривать полномочия Павла. Таким конфликтом в Коринфе могли объясняться некоторые проблемы, затронутые апостолом в письме.

Заявления апостола кажутся слишком резкими. «Вы стали царствовать без нас», — говорит он. Было глупо думать так. Если бы они познали истину и благочестие через личные откровения Духа, то не нуждались бы тогда в вести креста. Обличение Павла в 4:8, 9 резко контрастирует с 1:4, 5, где он сказал: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас… потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием». Раньше он признал, что они зависят от Божьей благодати. Здесь же он выражает отвращение тем, что они возомнили себя независимыми от благодати. Прежде чем продолжить, апостол сделал паузу и сказал: «О если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» Павел заверяет их, что ещё придёт время царствовать с Христом. Он очень хочет приблизить этот день. Когда их царствование с Господом начнётся, Павел будет среди них.

Иногда Павел прибегал к иронии как способу самозащиты (см., например, 2 Кор. 11:1; 12:16), но в 1 Кор. 4:8 нет речи о самозащите. Павла беспокоило духовное состояние церкви, вопрос, что было тесно связано с его апостольскими полномочиями. Его поведение было примером для подражания его читателям; но они пошли своим путём, признав силу и мудрость мирскую важнее Христовой. О чём бы ещё ни шла речь в письме, из него следует, что большая часть церкви считала себя лучшими духовными руководителями, чем Павел. По их словам, Святой Дух утвердил их в убеждённости, что они уже в полной мере царствуют с Христом. В их представлении, решать моральные проблемы жизни им уже было необязательно, потому что они жили в атмосфере Духа, в которую не могли вторгнуться мирские мысли. Павел отверг это высокое мнение его критиков о своей духовной проницательности. Он мог однозначно опровергнуть их представления, так как полностью реализованное царство ещё только ожидалось в будущем.

Стих 9. Павел объясняет, что апостольство — это не погоня за превосходством над людьми. Быть апостолом почётно в том смысле, что человек был призван Богом; но чисто по-человечески это не было престижным и не облегчало жизнь. Павел не «пресытился» (4:8); он не обогатился и не царствует. Да и никого такого не было в Коринфе. Гордыня, из-за которой некоторые осмелились судить Павла, свидетельствовала о непонимании всей христианской концепции. Стремившиеся к превосходству должны были многому научиться у Христа и Его апостолов. Контраст между Павлом и его хулителями был разительным.

Пользуясь метафорами из области гладиаторских боёв на арене, Павел сравнил апостолов с приговорёнными к смерти; они сделались зрелищем для мира. Ответственные за развлечения на аренах иногда проводили осуждённых строем перед толпой. Приговорённым к смерти не оказывалось никаких почестей. Апостол сравнил себя с теми узниками. Он был зрелищем, частью послеобеденного развлечения, для ангелов и людей. Тем не менее, Павел не жалуется; просто он демонстрирует коринфянам, что работа апостола не похожа на эффектную роль популярных языческих софистов. Его хулители не могли не уловить сути. Если Павел, апостол Христа, перенёс столько унижений ради них, то, возможно, имело смысл попросить их быть чуть более снисходительными в своих суждениях.

Стих 10. Ирония может действовать, как обоюдоострый меч. Слова или поведение поразили его в самое сердце. Он был раздавлен и унижен теми, кто должен был поддерживать его. Мы безумны Христа ради в 4:10 означает фактически следующее: «Вы, подвергающие сомнению мои мотивы и смеющиеся над моим косноязычием, понятия не имеете о бескорыстном служении в царстве Божьем». Тон Павла свидетельствует о том, что он уже прочувствовал боль раны, нанесённой теми, кто считал себя мудрыми во Христе. С помощью иронии он заставляет своих оппонентов увидеть своё предательское поведение со стороны, посмотреть на себя в зеркало. Чтобы наступило исцеление, хулителям Павла для начала необходимо было признать и исповедать чудовищность своего греха. Только тогда они смогут прочувствовать тот же стыд, какой чувствовал он.

Порочившие Павла, похоже, полагали, что их исповедание Христа Господом было объявлением миру об их мудрости и силе, которое давало им право на признание и почести. «Наоборот, — говорит Павел, — мы, апостолы, позволяем миру называть нас безумными, немощными, ничтожными, смутьянами. Мы готовы “Христа ради” переносить любые оскорбления. У нас нет скрытых мотивов. Мы служим Христу, чтобы мужчины и женщины могли познать истину и спастись. Мы принимаем приговор мира. Мы немощны… мы в бесчестии».

Стих 11. Ирония сменяется серьёзными размышлениями о смысле апостольства. Часто быть апостолом означало терпеть голод и жажду, побои, отсутствие тёплой одежды и крыши над головой. Павел рассуждает об апостольстве, делая это не только для своих читателей, но и, как минимум, в такой же мере для самого себя. Апологетическая коннотация, столь явная во 2 Кор. 11:23–29 и, возможно, во 2 Кор. 6:3–10, здесь не так очевидна. Комфорт Иерусалима и эрудированные дискуссии с собратьями фарисеями остались далеко в прошлом. Он вспоминает недавние жаркие дни и холодные ночи на высоких равнинах Анатолии. Порой один, порой с товарищем или двумя, он прошёл всю землю до Эфеса, делая, возможно, по тридцать километров в день (Деян. 19:1). Еда была скудной, денег — в обрез. Отдыхал он под открытым небом, всегда настороже из-за разбойников. В Эфесе никто не устроил ему дружественного приёма. Порог или забытая ниша в стене были ему домом. Перемена одежды и ванна были роскошью, о которой даже не вспоминалось. Даже доныне он нёс бремя апостольства. Такой у него был почётный знак. Последнее слово, скитаемся (астатео), встречается в Новом Завете только здесь; оно означает «бродяжничать, быть неустроенным».

Стих 12. Некоторые из коринфян должны были помнить первую встречу с Павлом в мастерской Акилы (Деян. 18:2, 3). Он не рассчитывал на благотворительность. Трудясь, работая своими руками, он и другие учителя зарабатывали себе на жизнь. Отношение апостола к труду резко отличалось от отношения эрудированных философов и зажиточных землевладельцев в греко-римском мире. Интеллектуальные современники Павла с нескрываемым презреньем относились к физическому труду. Со своей стороны, апостол не стыдился того, что работал «ночью и днём, чтобы не отяготить» братьев (1 Фес. 2:9). Враги Павла в ответ на его усилия принести Христа в мир, погибающий от греха, пытались заставить его замолчать. Хотя апостола злословили и гнали, он проявлял доброжелательность, благословляя своих противников, но при этом усердно продолжая своё служение.

Стих 13. Быть апостолом означало что угодно, но только не шикарную жизнь. Служение, данное Павлу Христом, не приносило общественной власти или почестей; наоборот, оно означало, что служитель будет подставлять другую щеку, ободрять других, когда сам будет порочим, и будет считаться за сор для мира, как прах, всеми попираемый. Большинство писателей в древности стремились к похвале, славе и власти. Знатные мира сего полагали, что Павел должен бы был лелеять своих последователей, если таковые у него были в Коринфе. По их мнению, ему следовало сражаться, чтобы его партия, а не партия Аполлоса, одержала победу. Такая программа Павла не интересовала. Он позволил проклинающим его продолжать делать то, что они хотели. Павел категорически отвергал те вещи, которые его современники считали славными и почётными. Он стремился к похвале от Господа и не искал похвалы для себя от людей. Павел с радостью почитал Аполлоса или любого другого, кто восхвалял Христа. Вероятно, доброжелательный ответ апостола на выпад со стороны партии Аполлоса удивил и пристыдил их.

ПАВЕЛ КАК ИХ «ОТЕЦ» В ВЕРЕ (4:14–21)

Не все христиане в Коринфе критиковали Павла и его апостольское служение. Задача апостола заключалась в том, чтобы ободрить верных и оказать противодействие тем, кто хотел подорвать единство тела. Павел заканчивает эту часть своего письма личным напоминанием о том, что они вместе с читателями перенесли, о своей постоянной заботе о них, и о своей решимости вывести церковь из нынешней тупиковой ситуации.

«Не к постыжению вашему пишу это, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Поэтому умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для этого я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. А некоторые у вас возгордились, как если бы я не должен был прийти к вам; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?»

Стих 14. Кое-что из того, что написал Павел коринфской церкви, действительно, указывало на позорное поведение. Стыдно было ученикам Христа пренебрежительно относиться к Павлу, апостолу Христа, почитая себя пресытившимися, обогатившимися и царствующими (4:8). Они считали Павла безумцем, а себя «мудрыми» или «разумными» (4:10). Апостол не стеснялся стыдить их, используя такие орудия как ирония и сарказм. Далее в этом письме он повторил: «К стыду вашему говорю» (6:5; см. 15:34).

Что имел в виду Павел? Его целью было не постыдить их, но вразумить их. Он говорит им, что высказал им всё прямо по той же причине, по какой родителям приходится быть твёрдыми со своими детьми. По сути, он говорит: «Мне не доставляет удовольствия напоминать вам о вашем порой постыдном поведении, но признание недостойного поведения — первый шаг к покаянию. Цель моего вразумления — привести вас к тому, чтобы вы перестали своими привычками и направлением мыслей позорить Бога и дискредитировать Его церковь. Любя вас, я никогда не хотел просто лишь пристыдить вас».

Стих 15. У коринфян не было учителя, равного Павлу. Другие, возможно, помогали им возрастать и совершенствоваться, но у Павла с ними были такие отношения, каких не было у них ни с кем другим. Некоторые из тех, кто оказывал влияние на церковь, отнюдь не пеклись о насущных интересах христиан. Даже те, кто учил истине, были простыми опекунами, блюстителями или советчиками в сравнении с Павлом. У этих братьев, возможно, были тысячи наставников во Христе, но не много отцов. Павел был их отцом в вере. Слово, переведённое как «наставники» (от пайдагогос) — это то же слово, какое апостол использовал в Гал. 3:24, 25, где он сказал, что Закон был «детоводителем», или наставником, приводящим людей ко Христу. За исключением двух раз в Послании к галатам, это слово встречается в Новом Завете только здесь.

Все те, кто учил коринфян, заслуживали почтительного внимания, но у Павла с ними были особенные отношения. Это он привёл их к духовному рождению. Он считал, что имеет право на их внимание, так как он первым рассказал им о Христе. Он заботился о них, как отец о своём ребёнке. И при всём этом он действовал не грубо авторитарно. Он не говорил: «Вы должны слушаться меня. Я не должен обосновывать то, что говорю. Я — главный». Наоборот, Павел добивался их уважения. Так как он был их духовным отцом, то они, по крайней мере, должны были принять во внимание тот факт, что Господь поставил его домостроителем.

Ссылка Павла на своё отцовство является напоминанием, что отношения между христианами и их духовными руководителями никогда не определяются одним лишь повиновением. Фессалоникийцам апостол написал: «Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас… и почитать их с особой любовью за дело их» (1 Фес. 5:12, 13). Эти слова относятся к старейшинам, евангелистам и другим, кто отдавал и продолжает отдавать свои силы созиданию царства Божьего. Старейшины в церкви — это не совет директоров; это пастыри, которые заботятся о своей пастве и трудятся, побуждаемые любовью.

Стих 16. Когда Павел писал коринфянам, Новый Завет находился всё ещё в процессе составления; поэтому пример благочестивых учителей тогда был ещё более значим, чем сегодня. Апостол приводит в пример себя как человека, который не только учит евангелию, но и живёт по нему (см. 11:1; Фил. 3:17). Он хочет, чтобы эти «возлюбленные» братья (4:14) помнили, с каким отношением он работал у них. Так как он всегда любил их, как своих детей, и являл собой пример для подражания Христу, то (поэтому) он умоляет их: «Подражайте мне». Дональд Карсон так излагает призыв Павла: «Где-то близко к призванию к порядку кого-либо в христианской вере стоит самодисциплина, необходимая для того, чтобы быть примером для ученика». В своих письмах апостол постоянно демонстрировал, что он был человеком честным (1 Фес. 2:1–12). Он учил словом и своим примером.

Слушающие евангелие имеют полное право ожидать, что их учителя в своей жизни будут следовать образцу евангелия. Церкви наносится непоправимый вред, когда её вожди говорят: «Поступайте так, как я говорю, а не так, как я поступаю». Старейшина или проповедник, который не может сказать, в известных пределах: «Подражайте мне», должен уйти с поста руководителя. Павел понимал эту истину и принял на себя эту ответственность.

Стих 17. Апостол собирался послать в Коринф Тимофея, который должен был напомнить им учения Павла в его отсутствие. Так как Тимофей не присоединился к приветствиям Павла в этом письме, то маловероятно, что он находился рядом с апостолом. Павел, очевидно, послал его с Эрастом в Коринф через Македонию (Деян. 19:22); но из-за непредсказуемости путешествий апостол не мог точно знать, когда он прибудет и прибудет ли вообще. Павел пишет: «Я послал к вам Тимофея»; но он не мог быть уверен в том, что Тимофей был уже на пути к ним. Это выясняется из одного дополнительного упоминания Тимофея в 1 Кор.16:10. Павел рассчитывал, что Тимофей прибудет в город не раньше, чем через какое-то время после получения коринфянами его письма. Он понимал, что какие-нибудь непредвиденные местные обстоятельства могут вынудить Тимофея отсрочить своё служение в Коринфе. Павел мог только надеяться, что научил своего младшего товарища всему необходимому для успешного труда, если и когда он прибудет в Коринф. Тимофей знал, чему Павел учил во всех церквах. Он передаст этим христианам вдохновенное апостольское наставление, в котором они нуждались. Павел сказал, что Тимофей «напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви».

Тимофей вновь присоединился к Павлу, когда апостол писал 2 Послание к коринфянам, и он добавил его имя в приветственную часть письма. Представляется естественным, что для оказания помощи коринфянам был выбран именно Тимофей, так как он был с Павлом и Силой во время их предыдущей работы в городе (Деян. 18:5; 2 Кор. 1:19). Из писем Павла читатель не может понять, вернулся или нет Тимофей в Коринф; если да, то его работа там была не вполне успешной. Замечания, сделанные о нём в посланиях Павла, наводят на мысль, что он был слишком робок, чтобы заставить себя слушать (см. 1 Тим. 4:12–14; 2 Тим. 1:6, 7). Его темперамент, возможно, не очень подходил для урегулирования беспорядков в церкви. Во 2 Коринфянам мы читаем, что Тит, а не Тимофей, принёс весть Павлу о церкви в городе (2 Кор. 1:1, 2; 7:6, 7). Тит, похоже, смог улучшить ситуацию в церкви, а вот добился ли успеха Тимофей, неизвестно.

Стих 18. Некоторые коринфяне возгордились и даже думать перестали о том, что когда-то снова увидят Павла во плоти. Они, вероятно, предположили, что он, как бродячие философы, получив, всё, что хотел от них, не собирался больше идти к ним. Однако Павел выразился предельно ясно. Его благосостояние и его жизнь были тесно переплетены с благосостоянием и жизнью тех, кто был одной с ним веры. В отличие от популярных философов, Павел считал свою работу не имеющей никакого значения, если только не оставлял после себя общины учеников, преданных Христу. Проповедав им евангелие, он намеревался научить их жить в соответствии с заповедями Господа.

Стих 19. Те, кто с гордостью демонстрировал свою плотскую мудрость, ошибались насчёт отсутствия Павла. Но я скоро приду к вам, — заверяет их апостол. Единственно он подчеркнул, что путешествие должно состояться по воле Господа (см. Деян. 18:21; Иак. 4:15). По-видимому, он всё же побывал в городе во время короткого путешествия, о котором не сказано в Деяниях. Возможно, он совершил двухдневное путешествие на торговом корабле, принадлежащем «домашним Хлои» (1:11), курсировавшем от острова к острову, пока не прибыл в Коринф. Путешествие, очевидно, прошло не так, как надеялся Павел. Похоже, что его противники немилосердно нападали на него, в то время как друзья хранили молчание (см. 2 Кор. 12:21).

Трудно понять, что имел в виду Павел, когда сказал, что испытает не слова возгордившихся, а силу. Непонятно, как, по представлению Павла, эта сила будет продемонстрирована. Подразумевал ли он состязание по совершению чудес (см. 13:2)? Он, несомненно, был уверен, что его оппоненты не смогут продемонстрировать ту же силу, какой владел он благодаря Духу. Собирался ли он ослепить своих противников, как он сделал в случае с Елимой на Кипре (Деян. 13:11), или же он говорил о силе слова Христа? Смирит ли он их, доказав им их ошибку? Возможно, он имел в виду, что несоответствие их поведения их словам продемонстрирует отсутствие у них силы.

Стих 20. Что бы ни говорил Павел в отношении этой силы, это должно было иметь отношение к Царству Божьему. В учении Иисуса всегда отводилось место царству: оно было темой притч (Мк. 4:26, 30) и вдохновением для покаяния (Мф. 3:2; Мк. 4:17). Из Деяний и Посланий явно следует, что царство Божие, о котором пророчествовалось, наступило (Кол. 1:13). Это церковь, которую обещал создать Иисус (Мф. 16:18). Фраза «царство Божие» не так часто встречается в Посланиях, как в Евангелиях, но достаточно часто, чтобы мы поняли, что она и слово «церковь» взаимозаменяемы. Учение о царстве Божьем больше, чем красивые слова или умные доводы.

В тексте продолжается тема силы. Христос обладает силой изменять жизни, но это ли имел в виду Павел? Возможно, фраза «царство Божье» символизировала у него силу Иисуса Христа или силу Духа Святого. Какова бы ни была эта сила, Павел собирался применить её.

Стих 21. Согласно Леону Моррису, «вопрос не в том, придёт ли Павел, а в том, как он придёт». С каким духом Павел вернётся в Коринф, зависело от соответствия церкви учениям Христа. Апостол предпочитал прийти к ним с любовью и духом кротости; но если ему придётся прийти с жезлом, со строгим выговором, то он был готов и к этому. Похоже, что Павел говорил о том, что сила его убеждений будет настолько мощной, что его оппоненты лишатся дара речи.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻