Найти тему
Музей истории религии

Дезинфекция храмов: чума в Москве при Екатерине II

В 1771-1773 гг. в Москве разразилась последняя крупная эпидемия чумы. Жители метались в страхе и теряли самообладание, а 15 сентября 1771 г. дело дошло до бунта. Как бывает в годину бедствий, люди проявляли как лучшие, так и худшие свои свойства. На одном полюсе – высшие должностные лица, сам московский генерал-губернатор Петр Салтыков, бежавшие из Москвы в свои имения, бросив народ на произвол судьбы. На другом - самоотверженные врачи, которые опытом, на ходу нащупывали меры борьбы с поветрием, и при этом подвергались не только опасности заражения: один из них, Даниил Самойлович был избит бунтовщиками.

Плащаница «Христос во гробе». Москва. Вторая половина XVIII в. Атлас, холст, шелковая и золотная нить, акварель; ткачество мануфактурное, гладь, золотное шитье в прикреп, аппликация шелком, тонирование по шелковой глади
Плащаница «Христос во гробе». Москва. Вторая половина XVIII в. Атлас, холст, шелковая и золотная нить, акварель; ткачество мануфактурное, гладь, золотное шитье в прикреп, аппликация шелком, тонирование по шелковой глади

Даниил Самойлович Самойло́вич (1744-1805) - военный врач, основатель эпидемиологии в Российской империи и первого в Украине научного медицинского товарищества, член нескольких иностранных Академий. Во время русско-турецкой войны 1768–1770 гг. лечил раненых и больных, в том числе и зараженных чумой. Работал в войсках А.В.Суворова, лечил и самого полководца. Создал первый полевой госпиталь. В 1771 г. был направлен работать в Оренбург. Будучи проездом в Москве, остался в городе для оказания помощи. Получил известность как сторонник прогрессивных мер защиты, в том числе противочумной прививки, ратовал за строгие карантинные меры на южных границах России.

Пелена «Святой великомученик Никита». Москва. Поcледняя треть XVIII в. Атлас, золотная нить; ткачество мануфактурное, гладь, золотное шитье в прикреп
Пелена «Святой великомученик Никита». Москва. Поcледняя треть XVIII в. Атлас, золотная нить; ткачество мануфактурное, гладь, золотное шитье в прикреп

Москвичи искали надежду и утешение у Бога. Увы, и в храмах их настигала беда: среди прихожан оказывались заразные. Документы Святейшего Синода содержат сведения о тех мерах дезинфекции, которые применялись в ту эпоху.

Указ № 644 от 12 января 1772 г.

Наставление священникам об очищении церквей.

(публикуется с небольшими сокращениями по Полному собранию постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. 1762-1772. Т.I. СПб.,1910.)

  • «Во всех представленных Комиссии врачевания и предохранения в известие храмах….- открыть окна на три дня для проветривания».
  • Священннику «не вступая в настоящую церковь, в притворе надлежит совершить, как закон и правило повелевают, освящение воды с подобающим благоговением, по исполнении которого окропить храм и в нем лежащие освященные вещи, с тем притом изъяснением, чтобы ризы и другие для совершения сего обряда потребности взять из другой, благополучной церкви».
  • «Священников, имеющих очищать церкви, снабдить от правительства потребными лекарствами, сделать из полотна запоны, какие обыкновенно при освящении новых храмов употребляются. … притом дать перчатки для принятия в руки священных одежд и сосудов».
  • «Местные священные иконы омыть освященною водою с помощью греческой губы» (средиземноморская губка)
  • «Освященные сосуды, крест и Евангелие во-первых, окропя святою водою, отереть потом греческою губкою, напоенною оною водою и уксусом, а сверх того окуривать росным ладаном или благоуханным порошком».
  • Медные предметы «очищать, как в 5-м показано пункте».
  • «Ризы, стихари, епитрахили, воздухи и другие церковные одежды, развеся в трапезе по веревкам, нарочно для того приготовленным, порошками благовонными или росным ладаном чрез 4 дня выкуривать, по прошествии которых отереть их уксусом, а книги, для повседневного чтения употребляемые, обмачивать в ренском уксусе (винный уксус) и вскоре потом высушить на жаровне».
  • «Оконницы, решетки… двери и самые стены тереть, на три аршина в вышину (аршин — 71,12 см, 3 аршина — 213,36 см), щетками, освященными водою и уксусом напоенными. Веревки у колокольных языков отрезав, сжечь, а на место их купить новые. Полы покрыть на несколько времени снегом, который наконец метлами выместь».
  • Для контроля за исполнением указа назначались выборные лица, которые должны были письменно подтвердить, что все меры приняты.
Палица. Часть облачения архиерея. Санкт-Петербург (?) Середина XVIII в. Холст, атлас, золотная нить, бить; ткачество домашнее, золотное шитье в прикреп по карте.
Палица. Часть облачения архиерея. Санкт-Петербург (?) Середина XVIII в. Холст, атлас, золотная нить, бить; ткачество домашнее, золотное шитье в прикреп по карте.

Как мы видим, меры, перечисленные в указе, сочетают ритуальные и медицинские средства от инфекции. В частности, были рекомендованы проветривание и обработка уксусом: чумная палочка чувствительна к окислителям. Что стало с предметами, прошедшими дезинфекцию? Различные материалы — металлы, бумага из тряпичной массы, кожа книжных переплетов, шелк - по-разному реагируют на кислую среду. Наименее устойчивы материалы сложного состава, например, золотная нить парчовой ткани: шелковая нить с навитой на него полоской серебра или серебрёной или золочёной меди. Есть ли шанс, что богослужебные облачения священников московских храмов, испытавшие на себе воздействие окуриваний (загрязнение сажей) и уксуса (окисление металла), сохранились до наших дней?

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)

А какие санитарно-дезинфекционные средства вы используете сейчас: санитайзеры? маски? перчатки?