Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. Порой я натыкаюсь на заявления, что во всех проявлениях детской и подростковой жестокости виноваты видеоигры. Ни родители, которые не объяснили ребёнку, что такое - хорошо, а что такое - плохо, и не научили доброте и сочувствию. Ни условная "плохая компания"... Виноваты исключительно видеоигры.
С этими обвинениями уже сразу не всё так гладко. Одно дело, если бы винили именно жестокие видеоигры (в особенности какие-нибудь слэшеры или тот же "Bulletstorm", где награда за победу над супостатами зависит от, скажем так, креативности расправы над этими супостатами). Но обвиняют все видеоигры без разбору. А это значит, что детскую и подростковую жестокость может спровоцировать и та же "Русская рыбалка 4". Я, конечно, слышал заявления, что рыбалка (и реальная, и виртуальная) сама по себе аморальна. Дескать, "рыба плывёт по своим рыбным (виртуальнорыбным) делам, а её ловят. И человек думающий станет ловить реальную рыбу только в случае, если это будет единственный способ утолить голод. А виртуальную рыбу такой человек не станет ловить никогда". Только вот, на мой взгляд, от таких заявлений недалеко до анекдота: "Блондинка Ира так любила и уважала рыбу, что покупала в магазине живую рыбу и отпускала её в естественную среду обитания - в лес".
Конечно, можно сказать: "Обвиняют видеоигры. Подразумевают - жестокие видеоигры". Сказать-то так можно... Но обвинители-то не уточняют. А что они там подразумевают - это уже неведомо. А это значит, что все видеоигры провоцируют жестокость. И на одну "полку" можно поставить серию GTA и какой-нибудь спортивный симулятор, серию Postal и тот же Farming Simulator 19. А это уже "попахивает" абсурдом.
Ладно. Допустим, что, когда говорят: "Видеоигры провоцируют детскую и подростковую жестокость", - следует брать в расчёт только "жестокие" видеоигры. И, при таком раскладе, я, возможно, и согласился бы, но только при оговорке, что игры - не первопричина, а, скажем так, катализатор. Только вот сторонники идеи "провоцирования жестокости" такую оговорку не примут: всё зло - от игр. "Вот ребёнок играет, отождествляет себя со своим персонажем, начинает путать игры и реальность, а потом идёт грабить, убивать и насиловать гусей!". Хотя, на мой взгляд, даже ребёнку будет крайне затруднительно спутать реальный и виртуальный мир.
Впрочем, разбирать не будем: есть ли хоть доля истины в заявлениях о играх, как первопричине жестокости. Тут уже и без меня разобрали, что "жестокие" видеоигры могут оказать прямо противоположный эффект: проводились исследования, доказывающие, что если человек периодически занимается "истреблением компьютерных балванчиков", то снижается его уровень стресса и раздражения, а так же - потенциальной жестокости. Есть, конечно, исключения. Но, по большей части, такие исключения - психически нестабильны.
Порассуждаем о другом: откуда "ноги растут" у самой идеи "провоцирования жестокости видеоиграми"? Правда, долго рассуждать не получится: ответ окажется на поверхности. В большинстве случаев, о вреде игр для психики детей и подростков, рассуждают люди, практически не знакомые с видеоиграми и не разбирающиеся в них. И тут у нас всплывает первобытный инстинкт: непонятное - значит потенциально опасное. Ну, а дальше, чтобы не разбираться в каждом отдельном случае, проще обвинить это самое "потенциально опасное" - видеоигры.
Я не спорю, что видеоигры могут принести тот или иной вред. Как я уже сказал, в ряде случаев, жестокость в игре может послужить катализатором для жестокости в реальном мире. Кроме того, в играх частенько можно встретить предупреждение в духе: "Если у вас наблюдались приступы эпилепсии, то проконсультируйтесь со специалистом перед игрой. Мерцающее изображение может вызвать приступ болезни". Да и не одну только эпилепсию можно вспомнить: у меня недавно, из-за виртуальной качки, начался вполне реальный приступ "морской болезни". Но вот объявлять видеоигры корнем всех бед, первопричиной детской жестокости и подростковой преступности - явно не стоит.