За время работы в ЖКХ нашу управляющую организацию (УО) надзорные органы ни разу не проверяли на предмет наличия разработанной производственной программы качества воды. Также не пришлось мне в качестве представителя УО выступать в судебных спорах по этому вопросу.
В этой статье мы рассмотрим эту тему более подробно. При подготовке данной статьи оказалось, что дел по этой теме в судах рассматривается немало. Одним из примеров такого спора оказалось дело № А78-266/2019, рассмотренное Верховным судом РФ.
В суде оспаривалось предписание Роспотребнадзора, выданное управляющей организации, которым предписывалось устранить выявленные нарушения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН 2.1.4.1074-01 и СаНПиН 2.1.4.2496-09, касающихся качества горячей и холодной воды в многоквартирном доме (МКД), в том числе и представить в надзорный орган производственную программу качества воды.
Суды всех инстанций отказали управляющей организации в удовлетворении требований, так как качество воды в магистралях до ввода в дом соответствовало Санитарным правилам и нормам, а вода в доме — нет. По поводу производственной программы - суды выразили мнение о законности данного пункта предписания.
В Определении ВС РФ от 7 ноября 2019 г. № 302-ЭС19-21525 указано: «...Суды исходили из того, что общество как управляющая организация ненадлежаще исполняла возложенные на нее обязанности по обеспечению контроля качества предоставляемых коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению: качество питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранной в подвальном помещении (перед водоподогревателем), и горячей воды централизованного водоснабжения, отобранной из распределительной сети, квартира № 212 МКД, не соответствуют органолептическим требованиям (по мутности), установленным пунктом 3.1.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, пунктом 3.5 таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01».
В решении суда первой инстанции указано, что «...согласно пунктам 1-3 статьи 32 Закона № 52-ФЗ, пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе и районе.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Из совокупности пункта 1 статьи 19 Закона № 52-ФЗ, пунктов 3.1, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 2.4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сесть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям не менее 2 проб в месяц».
Частями 2, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон 416) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - Правила 10), пунктом 5 которых также предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Далее https://www.burmistr.ru/stati/sudebnaya-praktika/dolzhny-li-upravlyayushchie-organizatsii-imet-proizvodstvennuyu-programmu-kachestva-vody/