Мы уже писали про необычную ситуацию на топливном рынке России, сложившейся в результате "удачного" стечения обстоятельств и существующих "правил регулирования". Две новости рынка, читаемые одновременно, заставляют удивляться.
Первая новость - по итогам марта 2020 года нефтеперерабатывающие компании перечислили в бюджет России 10,5 млрд рублей. Вторая - при этом они работают в убыток из-за падения спроса на топливо, причиной которого стал введеный в стране режим самоизоляции и, соответственно, отказ автовладельцев от поездок.
В результате на российском рынке произошёл резкий обвал оптовых цен. Сообщается, что за последнюю неделю (по данным на 21-е апреля) цена 92-го бензина на бирже в Санкт-Петербурге понизилась на 11 процентов - в итоге топливо торгуется по 35 780 рублей за тонну.
При этом итоговая стоимость топлива для нефтяников составляет более 38 тысяч рублей за тонну - то есть тонна бензина АИ-92 приносят НПЗ убыток в 2300 рублей. Подразумевается, что при этих 38 тысячах рублей за тонну нефтяники выходят "в ноль" - и эта цена уже с учетом налогов и выплат по демпферу.
Демпфер - это то, о чём говорилось в первой новости. НПЗ обязаны "гасить" разницу между оптовыми рыночными экспортными ценами и установленным ранее фиксированным ценником для внутреннего рынка, выплачивая разницу в бюджет. Это сейчас - а ранее, когда цена на нефть была выше, деньги нефтяникам платило государство, как бы компенсируя им "упущенную выгоду".
То есть ту сумму, которую нефтяники могли получить, продавай они нефть на мировом рынке, а не внутри страны по ценам, которые установило государство. Благодаря этой мере бензин и не стал слишком дорогим тогда, когда и нефть была дорогая.
Правда, сейчас она по тем же причинам не стала дешевой, хотя нефть упала в цене ниже некуда. Но на цены, которые автовладельцы видят на АЗС, это не влияет. Только сами заправочные станции немного выиграли благодаря подешевевшему опту, но из-за упавшего спроса общая прибыль в расчёте на литр всё равно уменьшилась.
Но текущие оптовые цены на бензин внутри страны упали не столько из-за цен на нефть, демпфера или даже упавшего из-за коронавируса спроса на топливо. На самом деле у нефтяников по закону есть ещё одно обязательство - выставлять на продажу на внутреннем рынке 10 процентов произведённого бензина.
И даже при условии, что производство бензина в России понизилось и, соответственно, сократилась отгрузка бензина на внутренний рынок - эти 10 процентов приходится выставлять на продажу, даже если спроса нет и цены падают.
Но обычным автовладельцам и компаниям, работа которых завязана на транспорт, ловить всё равно особо нечего. Да, розничные цены, согласно статистике, немного упали - но всё в рамках, за пределы которых ценник всё равно не выйдет. Такая вот ситуация.