Сможет ли Россия сегодня возобновить самостоятельное производство самолета АН-124 «Руслан». Этот вопрос в ВКС России до сих пор остается актуальным.
В свое время даже в американской компании Боинг признали этот самолет опередивший свое время на 100 лет. Такое заявление сделал сам генеральный конструктор Боинга.
Ан-124 впервые поднялся на крыло в 1982 году. Название «Руслан» придумал сам конструктор Олег Константинович Антонов. Этот самолет стал ответом на американский Lockheed C-5 Galaxy.
При постройках «Руслана» учитывалось несколько основных задач. И самой главной задачей была переброска на большие расстояния крупногабаритной техники, в том числе и мобильных ракетных комплексов.
Сборка самолетов в СССР была организована в Киеве и Ульяновске. Над производством этого гиганта работали более сотни предприятий по всему Советскому союзу. Последние экземпляры Ан-124 были изготовлены в 2004 году. 70 % всех «Русланов» были произведены в Ульяновске. За все время было построено 55 летных экземпляра «Руслан».
Как ранее заявлял генеральный директор авиационного комплекса им. Ильюшина – Рогозина А.Д., что самолеты сверхтяжелого класса, к которому относится АН-124, востребованы во всем мире. И что на сегодняшний день основной задачей является поддержание их в надлежащем состоянии, а производство АН-124 является не простой, но в принципе решаемой задачей.
В свое время на заявление Рогозина последовало ответное заявление от Украинского авиационного предприятия «Антонов». В его пресс-службе заявили, что они не собираются восстанавливать сотрудничество с российской стороной для работы над возобновлением производства АН-124.
Хотя в 2006 году были даже подписаны некоторые бумаги. В течение нескольких лет представители обеих сторон встречались на бесчисленных переговорах, но увы не сложилось.
Согласно договору с украинской стороной компания «Волга-Днепр» от совместного производства с Россией должна была получить более 100 единиц АН-124.
Компания «Волга-Днепр» до сих пор имеет в эксплуатации 10 самолетов «Руслан» и успешно их эксплуатирует. На сегодняшний день в эксплуатации ВКС России находится 11 самолетов Ан-124 и 15 бортов находятся на хранении. Стоит упомянуть и то, что все самолеты, принадлежащие ВКС России, были выпущены до 1990 года.
Семь бортов эксплуатирует украинская грузовая авиакомпания Antonov Airlines и 1 самолет находится в эксплуатации авиационной компании в Арабских эмиратах.
На сегодняшний день главным вопросом остается то, сможет ли Россия развернуть самостоятельное производство этих уникальных машин и сможет ли заново наладить производственные лини, которые с успехом были демонтированы и уничтожены.
Но даже если все эти условия будут выполнены, остается очень острая проблема с двигателями, так двигатели Д-18Т, которые были ранее установлены на самолетах Ан-124, выпускались на Запорожском машиностроительном заводе.
Стоит учесть сегодняшние отношения Украины с Россией и про этот двигатель можно смело забыть еще на долгое время. А других двигателей обладающие взлетной тягой в 23,5 тонны у России нет. А более мощного двигателя, как в СССР, так и в Росси нет и не было.
Долгожданный ПД-35 со взлетной массой в 35 тонн появится не раньше через 10 лет, да и он будет избыточным для «Руслана». А проектировать новый двигатель специально для АН-124, это очень дорогостоящее мероприятие да и случится это лет через 15-ть, не раньше. Да и государство вряд ли возьмёт на себя такое финансирование в несколько миллиардов долларов.
Конечно же можно закупить западные двигатели для производства Руслана, так как двигатели подходящей мощности в загашнике у них имеются, но вот серийное производство давно завершено.
Конечно же заново настраивать выпуск двигателей, которые не превысят пару сотен им вряд ли захочется, да и санкции не предают никакой уверенности. Так что с иностранными двигателями вся эта компания больше похожа на авантюру.
Но даже если такое все-таки произойдёт, то остается еще одна проблема. Самолеты с западными двигателями не смогут поступить в эксплуатацию Российской Армии. А это уже проблема, так государство такой вариант точно не устроит. Да и разработку с нуля современной авионики и всего остального, подразумевает производство этого самолёта с нуля.
Так что думаю Россия не решиться на такой шаг, а если и решится то скорее всего не скоро мы увидим, по сути уже новейший грузовой самолет, способный заменить АН-124 «Руслан».