1. Безумный Макс: Дорога ярости
Между первой идеей, которая пришла Джорджу Миллеру в самолете, и съемками фильма прошло целых 15 лет — за это время режиссер изрисовал белую магнитно-маркерную доску более 3 тысяч раз, но в итоге нашел идеально выверенный баланс между увлекательной историей и не останавливающимися экшен-сценами. Другой «Дороги ярости» может уже никогда не быть, потому что Джордж Миллер — единственный в своем роде. Кажется, только он мог снимать фильм почти 4 месяца в австралийской пустыне, командуя почти 2 тысячами человек по рации, сидя в несущемся по дюнам багги.
2. Мастер
Пол Томас Андерсон демонстрировал свой невероятный талант в трех разных десятилетиях, но особенно критики Indiwire хотели отметить «Мастера» — фильм, который скрестил интимное одиночество «Любви, сбивающей с ног», историческую достоверность «Нефти» и послевоенную эпоху, которая сформировала США. Снимая черную комедию с уколом в сторону сайентологии, режиссер создал фильм о том, как «отчуждение непременно приводит к прямому восстанию и почему организованный подход к жизни обречен на провал».
3. Кэрол
Благодаря невероятной игре главных актрис, наполненному психологизмом сценарию и использованию 16-мм пленки эта экранизация Патрисии Хейсмит от режиссера Тодда Хейнса получилась настолько чувственной и запоминающейся, что попала в первую десятку лучших фильмов десятилетия. «Кэрол» напомнила нам, каково это — влюбиться в кого-то и наслаждаться любым временем, проведенным вместе.
4. Корпорация “Святые моторы”
Если говорить о той самой «магии кино» и способности фильма сделать просмотр иммерсивным для зрителя, то непременно стоит сказать про «Корпорацию “Святые моторы”» — первый в XXI веке фильм Леона Каракса. Одиссея странного человека, который ездит по Парижу и меняет роли, это, несомненно, «лирическая аллегория для неровных ритмов самой жизни», любовная открытка кинематографу и попросту уникальный фильм, воплотивший на экране эмоциональную хрупкость человека и его поиск самовыражения.
5. Внутри Льюина Дэвиса
Братья Коэн давно отточили талант создавать обаятельных неудачников, преступников, фриков и лжецов, но даже по их стандартам Лльюин Дэвис — единственный в своем роде. Зрителю показывают неделю из жизни главного героя, самые обычные семь дней, за которые Дэвис успевает провести несколько неудачных концертов и попыток записать песню, остается без жилья на холоде и спасает толстого рыжего кота. Такова жизнь Лльюина, запертого в Нью-Йорке 1960-х, и она ничем не лучше жизни других людей.
6. Акт убийства / Взгляд тишины
В этом десятилетии эпитет «важное» использовали чересчур часто, когда говорили про искусство, но диптих Джошуа Оппенхаймера заслуживает такого описания не только потому, что взывает к совести зрителя, но и благодаря редкой режиссерской храбрости. Историю геноцида в Индонезии 1965-1966 годов Оппенхаймер показывает по-разному: в «Акте убийства» вместо шокирующей хроники зритель видит сюрреалистичные кадры с палачами того периода, которых в реконструкции событий заставили играть жертв. Во «Взгляде тишины» Оппенхаймер дает высказаться выжившим, которые используют эту возможность, чтобы раскрыть правду, скрываемую десятилетиями.
7. Копия верна
Сравнение подлинного и ненастоящего всегда было одним из мотивов творчества иранского режиссера Аббаса Киаростами, но в одном из своих последних фильмов он пошел еще дальше и заставил зрителя сомневаться в реальности. Когда владелец ресторана принимает двух героев за давно женатую пару, они входят в роль и притворяются семьей, даже когда остаются наедине. В какой-то момент зритель начинает подозревать их в двойном обмане: что если они и правда женаты и просто придуриваются? Впрочем, режиссера не интересует ответ на этот вопрос, он пытается уловить мимолетную разницу, о которой героиня Жюльет Бинош говорит так: «Если бы не существовали копии, мы бы никогда не поняли оригиналы».
8. Побудь в моей шкуре
Загадочная женщина ездит по улицам Глазго и охотится на мужчин, но это лишь поверхностное описание шедевра Джонатана Глейзера. «Побудь в моей шкуре» трудно классифицировать: это хоррор или научная фантастика? Не важно! Важно только то, что это уникальный визуальный опыт, в котором Скарлетт Йоханссон сыграла самую смелую роль в карьере. Многие фильмы этого десятилетия заставляли зрителя посмотреть на себя со стороны, но только «Побудь в моей шкуре» сделал это без страха, что нам не понравится увиденное.
9. Лунный свет
Второй фильм Барри Дженкинса пришлось ждать целых 8 лет, но ожидания того стоили: «Лунный свет» получился одновременно монументальным и интимным размышлением о жизни афроамериканца, пытающегося принять свою сексуальную идентичность. Вместо традиционного сюжета и линейной истории Дженкинс мельком показывает зрителю три разные эпохи, в каждой из которых Широн пытается найти свое место. Пропуски между частями фильма — одна из сильных сторон фильма, ведь благодаря ним у зрителя складывается понимание того, как трудно жить в постоянном отчуждении в попытках принять себя таким, какой ты есть на самом деле.
10. Леди Берд
Критики Indiewire считают, что история взросления от Греты Гервиг смогла обновить закостеневший жанр подростковой комедии, совместив остроумные гэги (чего только стоит момент, где героиня выпрыгивает из машины) и финал, выбивающий из зрителя дух. Благодаря откровенности и невероятному таланту Сирши Ронан «Леди Берд» стала мгновенной классикой, а Гервиг — новым «большим» американским режиссером.
Всем спасибо за прочтения. Напишите в комментариях свой любимый фильм.