Сейчас только ленивый не говорит, что после пандемии мир уже не будет прежним. Сильнее всего изменения коснутся, в том числе курортов. Начнем с того, что люди еще долгое время будут побаиваться ездить на курорты, где много людей с разных стран мира. Некоторые курорты вынуждены будут переориентироваться на другую категорию клиентов, или радикально изменить формат работы. А что же элитный курорт Виши? Выиграет он или проиграет от мировой пандемии коронавируса? Попробуем позаниматься курортологическим футуризмом.
Уже сейчас абсолютно ясно, что лечебные курорты еще очень долго будут отходить от вынужденного простоя. Недавно Центр туризма Германии подготовил аналитический доклад, в котором спрогнозировал три варианта развития турбизнеса после пандемии коронавируса. По самому пессимистическому сценарию полноценно турпоток восстановится только к середине 2023 года. Понятно, что каждая страна будет открывать свои границы очень осторожно, с оглядкой на ситуацию в других государствах.
Но многим горячим поклонникам Виши интересно будущее этого аристократического курорта. Какие его отличительные особенности могут стать преимуществами в новой реальности, а какие – недостатками. Будем откровенны. Цены – это не конкурентные преимущества Виши в условиях бушующего экономического кризиса. Но цена - константа непостоянная и может быть скорректирована достаточно быстро. Что касается преимуществ, то их гораздо больше.
Во-первых, Виши рассчитан не на массовку. Здесь нет такого скопления людей, как в чешских Карловых Варах, немецком Баден-Бадене, итальянском Абано Терме, венгерском Хевизе. Уверен, что какое-то время курорты с толпами туристов будут гораздо менее привлекательными после пандемии. Лично я больше боялся ехать в Хевиз, чем в Виши.
Во-вторых, из-за кризиса денег у людей поубавится. А это значит, что мало кто сможет себе позволить ездить на разные курорты для лечения разных заболеваний. Многопрофильность Виши, т.е. его способность одновременно лечить заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, опорно-двигательный аппарат – это мощное преимущество. Зачем ехать сначала на один курорт, чтобы полечить желудок, а потом на другой для лечения суставов, если это можно сделать на одном курорте параллельно.
Виши – это бренд. Стандарт качества. Если на какой-нибудь чешский, словацкий, венгерский курорт вы можете поехать и не факт, что получите гарантированный лечебный результат, то в Виши все иначе. Здесь четкие протоколы лечения. Ведь в Виши едет довольно требовательная публика. Это люди, не привыкшие тратить деньги попусту. Они знают им цену и хотят только одного – гарантии результата. Поэтому в Виши с повышенной ответственностью подходят к процессу лечения. В том числе и поэтому цены тут выше, чем в среднем по Европе.
Предполагаю, что Виши на какое-то время придется переориентироваться на европейского туриста. Однозначно, внутренние границы Евросоюза откроются раньше, чем внешние. Но курорту не нужно забывать о поклонниках за пределами ЕС. Их много. Они отличаются от европейцев своим постоянством. Я знаю мало граждан Евросоюза, которые годами ездят на один и тот же курорт, в один и тот же отель. У граждан постсоветского пространства есть замечательные поговорки: «от добра добра не ищут» и «лучшее враг хорошего». Поэтому за счет туристов из СНГ Виши может развиваться долгосрочно.