Найти тему
Бесполезные ископаемые

Маленькие тайны жены большого джазмена

Талант, не оторванный чрезмерной славой от своих коллег – важное звено между воображаемым и реальным миром. Разговор об артистах второго порядка дает возможность обратить внимание на забытые и малоизвестные имена, вспоминать о которых неуместно в разговоре о звездах первой величины.

Два главных козыря в активе Фонтеллы Басс адресованы диаметрально противоположным фракциям её поклонников.

С одной стороны – перед нами девушка-песня, чей единственный хит Rescue Me содержит все важнейшие ингредиенты ритмичного соула середины шестидесятых. Помимо вокала, партия каждого инструмента  представляет собой точную транскрипцию того, что хотели бы слышать молодые люди во время быстрого танца. Ключевая фраза, скупые аккорды и басовый рифф – усваиваются с первого раз и действуют безотказно, перенося случайного слушателя на танцпол  полувековой давности.

Отсутствие выразительной мелодии компенсирует четкая формула. Магия Rescue Me сродни таким шедеврам, как The ‘In’ Crowd, Loco-motion или Apple, Peaches, Pumpkin Pie замечательной группы Jay and The Techniques.

Что еще объединяет мисс Фонтеллу с этими явлениями? Все они – типичные one hit wonder, однохитовые чудеса прекрасной эпохи, где волшебство длится две с половиной минуты, зато это подлинное волшебство.

Но, с другой стороны, Фонтелла Басс – законная жена трубача Лестера Боуи, чье детище Art Ensemble of Chicago представляет высшую школу звуковой живописи. И на первом революционном диске этого коллектива голос Фонтеллы Басс соседствует с другими инструментами не менее органично и комфортно, чем в коротком шлягере, предназначенном для дискотек и вечеринок. (с 3 мин. 40 сек. и далее).

Только музыку этих жанров слушают, как правило, слишком разные, подчас враждебные друг другу, категории меломанов.

Кроме этих двух существует еще и третья – нейтральная сторона скромной карьеры мисс Басс. Это область якобы  «посредственного» материала, ознакомиться с которым никогда не поздно. Милая сердцу неангажированных энтузиастов галерея упущенных возможностей.

К числу таких второсортных сокровищ по праву относится третий (второй сольный) лонгплей Фонтеллы Басс, состоящий из отршенных композиций с ощутимым оттенком импровизации. Камерная атмосфера церковной службы окутывает получасовую программу этого диска, оставляя легкое ощущение незавершенности или недопонимания со стороны слушателя.

Он появился как привидение на региональном лейбле Paula, чьими подопечными, помимо малоизвестных блюзменов, были  такие любопытные эксцентрики. как Five By Five и Бобби Чарльз, автор See You Later Alligator.

Громче всех сумел заявить о себе Джон Фред – мастер белой соул-эстрады, выпустивший четыре отличных альбома со свой группой Playboy Band. Чем-то они были похожи на гениально-эклектичный Manfred Mann.

Стоит отметить и Фреда и Бобби Чарльза – как еще два типичных примера one hit wonder, так и не прошмыгнувших в тесные врата большой карьеры. Зато музыка этих мучеников в легкой форме сохранила свежесть и новизну.

Это был своего рода «ковчег» для званых и незваных талантов вне зависимости от их возраста, стиля, цвета кожи и претензий на успех. Фонтелла Басс просто была обречена стать одной из почетных пассажирок этой уплывающей в Лету виниловой яхты.

Стильный саксофонист Оливер Сейн, менеджер певицы с давних пор, написал несколько песен для пластинки, после которой артистка с красивым именем «Фонтелла» отойдет от грамзаписи на десять лет.

Совсем ранние работы певицы искать целенаправленно не имело смысла. Они всплывали сами по себе, подобно превосходной  Poor Little Fool, почему-то в дешевых сборниках раннего материала Ike and Tina Turner.

Но вернемся в начало семидесятых – не менее интересная личность и Дон Брайент, чью песню Фонтелла Басс исполняет вторым номером на своем третьем диске. Саксофонические вкрапления Оливера Сейна превносят крупицу Колтрейна в сочинение, адресованное самому широкому слушателю.

Лидер квартета The Four Kings, с которым сотрудничал любимец Элвиса Вилли Митчелл, оставил небольшое, но насыщенное приятными сюрпризами наследие. Не мнее талантлива и его темпераментная супруга Ann Peebles - объект приставаний пьяного Джона Леннона.

Морис Доллинсон, еще один песенный снабженец разноплановой мисс Басс, заслуживает внимания как автор пьесы The Earth Worm, представляющей собою ярчайший пример первобытного фанка.

Таков диапазон Фонтеллы Басс – от ординарного поп-соула до авангарда. Скромная биография этой певицы – бесценный справочник мастерства, «телефонная книга» талантов, узнать о которых без посредников порою сложно.

Кто-то из великих называл преисподнюю «несгораемой Александрийской библиотекой» всевозможных уродств и отклонений. Но и виниловый рай не менее неисчерпаем – всё зависит от смелости выбора и готовности к перемене вкусов и симпатий.

В каждой из коротких песен Фонтеллы Басс можно отыскать несколько музыкальных цитат и афоризмов стиля, которые вы не могли найти в других местах, но твердо знали, что они где-то есть.

-2

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-3

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК