Геша Козодоев - жулик из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) - один из наиболее занятных персонажей советского кино. Я бы предположила, что он себя ведёт, как будто советской власти вовсе нет. Вернее, он делает вид, что её нет. Но сегодня мы поговорим о том, почему Геша мог себе это позволить? Замечу, что за границу он едет совершенно легально и, судя по всему, в преступное сообщество попал именно потому, что контрабандистам оказалась интересна его личность.
Нет, конечно, статус манекенщика в СССР означал «ничто», но дивный Геша трудится на подиуме не затем, чтобы красоваться, не из любви к моде, а дабы не иметь проблем по статье «тунеядство». Кем же он мог быть? Смотрите: Козодоев проживает один в отдельной квартире — замечу, что манекенщики не являли собой передовой отряд советского общества, а потому получить даже в конце 1960-х своё жилище Геша вряд ли мог.
То есть это или жилплощадь, оставленная ему в наследство, или кто-то ему купил кооперативную квартиру. Опять-таки, если манекенщик с тогдашним окладом «топ-моделей» 60-80 или хотя бы 110 рублей покупает себе хоромы, это наводит на мысли. Вспомните, как сам Шеф устраивал шоу с кладом, чтобы при всех обнаружить деньги и «по совету друзей» приобрести машину. Иначе он привлёк бы внимание органов.
Так вот! Геша, скорее всего, отпрыск видного деятеля культуры, но точно не партийного босса и не крутого хозяйственника. Это — типичный мальчик из художественно-писательской среды, где в те годы, начиная с конца 1960-х, практиковалась и мода на «русские промыслы» (половина комнаты оформлена под сруб), и карнавально-диссдентская - именно так! - религиозность, которую Геша проявляет в полном объёме. А ещё он эстет-недоучка.
И даже «работа» в качестве манекена, а не в министерстве на специально для него созданной должности (как могло быть, если бы отец занимал начальственное кресло в местной промышленности) говорит за то, что это - около-художественная среда. Скорее всего, унаследованная квартира. Папа-мама скончались и оставили славному Геночке все положенные на семью «метры». Но есть ещё один вариант — папа-лауреат давным-давно живёт с другой женщиной...
В те годы были распространены браки пожилых композиторов-поэтов-художников с юной дамой, тогда как «старая жена» с ребёнком существовали, тем не менее, под отцовской опекой и ни в чём не нуждались. Мать Геши могла умереть (брошенная!), тогда как мальчик оставался в поле зрения маститого папаши. Покупает сыну кооперативную квартиру, требует устроиться куда-нибудь - папа отмазал бы, но зачем лишние тяготы?
И вот он-то мог выдать сумму на круиз и — поспособствовать этой поездке - в те годы выезд в капстраны требовал много формальностей и проверок. В то же время, Геша оказывался удобен контрабандистам — чистенький мажорчик, барчук, склонный к «дольче-вита». На чём его поймали преступники — неясно. Может, хотел продать что-нибудь из папиных коллекций или ещё где засветил свою милую мордочку.
Zina Korzina (c)