Единственная. СССР, 1976. Режиссер Иосиф Хейфиц. Сценаристы Павел Нилин, Иосиф Хейфиц (по рассказу П. Нилина «Дурь»). Актеры: Валерий Золотухин, Елена Проклова, Людмила Гладунко, Владимир Высоцкий, Лариса Малеванная, Вячеслав Невинный, Любовь Соколова и др. 32,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иосиф Хейфиц (1905-1995) за свою долгую творческую карьеру поставил около трех десятков фильмов разных жанров, среди которых не менее десяти («Депутат Балтики», «Большая семья», «Дело Румянцева» и др.) вошли в число самых популярных лент СССР.
Во времена выхода «Единственной» на экраны советские кинокритики подошли к ней довольно строго.
Рассуждая о мелодраме Иосифа Хейфица «Единственная», кинокритик Михаил Кузнецов (1914-1980) был, на мой взгляд, излишне дидактичен, подчеркивая, «как важно для нашего современника – владеть культурой чувств, тонко во всеоружии разбираться в этой, еще во многом загадочной нравственной сфере, как предельно осторожно надо в ней действовать! Именно этой области нравственной жизни посвящен спорный, в чем-то неровный, но чрезвычайно интересный фильм «Единственная» [Кузнецов, 1978, с.104]. Кузнецов М. О страстях человеческих («Единственная») // Экран 1976-1977. М.: Искусство, 1978. С.100-104.
Кинокритику Виктору Демину (1937-1993) «Единственная» откровенно не понравилась, так как «реальность вообще … не получает туда доступа, если не преобразуется в маски, личины, иероглифы. Фильм получается не про «нас», а про «них», у которых все не так, все не как у людей, которым, пожалуй, можно посочувствовать, как сочувствуешь ребенку, который сам же и причинил себе боль, но уж страдать-то никак не будешь – чересчур «понарошку» развертываются эти страсти, эти драмы, измены, прощения и гибель в разлуке» (Демин, 1976: 26). Демин В. Всерьез и понарошку // Искусство кино. 1976. № 6. С.18-26
А кинокритик Елена Стишова посчитала, что в «Единственной» «режиссура … сбивается с голоса, мечется между бытовой и психологической драмой, между стилизацией и документальностью, и так и не может обрести точку опоры. … Жанровые сценки, жанровые характеристики снимают драматизм и огрубляют замысел. … видно, что режиссер ищет возможности остраненного показа быта, он пробует сгущенные, гротесковые краски. Но эта стилевая линия не добирает до гротеска, а лишь временами замыкает фильм в довольно узкий круг жанровых зарисовок» (Стишова, 1976: 35). Стишова Е. Сюжет для небольшого рассказа // Искусство кино. 1976. № 6. С.27-36.
Итак, это были мнения кинокритиков.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020