Найти тему
Ольга Кошкина

7 главных вопросов о том, как терапевту перевести практику в онлайн и остаться на плаву

Боб Дилан был прав. Времена меняются. Кабинеты закрыты, онлайн формат не похож на работу вживую и многим сложно привыкнуть к нему, клиенты уходят, экономят на терапии или не могут приспособиться к встречам по Скайпу, а где брать новых – непонятно. 

У моих коллег терапевтов сейчас так много вопросов к происходящему. Я собрала самые распространённые и попыталась ответить на них в этом посте. 

Вот, что получилось (сохраняйте в закладки):

1. Как приспособиться к работе онлайн?

Прежде всего важно понять, что, несмотря на изменение формата работы, ее суть осталась прежней. Мы, как и раньше, помогаем людям проживать сложные моменты, разбираться с чувствами и мыслями, справляться с тревогой. Изменилось только пространство, в котором это происходит. Оно не хуже и не лучше. Просто другое. Вам будет легче, когда вы привыкнете к этой мысли. 

А ещё – когда освоите особенности онлайн формата,  сумеете компенсировать его ограничения и использовать достоинства.

2. Как перевести клиентов в онлайн?

Сообщите им о своём решении прекратить очные сессии в интересах вашего и их здоровья. Помогите комфортно организовать процесс: напишите небольшой мануал по использованию средств онлайн-связи, проведите пробную сессию, предложите варианты решения сложных ситуаций (например, если клиенту сложно уединиться, т.к. вся семья дома, предложите работать из автомобиля, припаркованного у дома, или из внутреннего дворика).

3. Как сохранять контакт во время онлайн-терапии?

Убедитесь, что клиент хорошо видит ваше лицо. Важно использовать хорошее освещение (рассеянный или дневной  свет). Поддерживайте зрительный контакт. Важные вещи говорите, глядя в глаза клиента на экране, а не в камеру (чтобы сохранять конгруэнтность). И продолжайте делать своё дело, вести терапию, как запланировали. 

4. Как сохранить клиентов, которые не хотят использовать онлайн-формат?

У вас, вероятно, есть клиенты, которые категорически против онлайн-терапии. Они говорят вам, что с ними всё в порядке, что терапия им сейчас не нужна, что они просто будут ждать окончания карантина и вашего возвращения в кабинет.

Однако никто не знает, сколько ещё всё это продлится. А большие перерывы между сессиями не идут на пользу терапии. Просто будьте рядом. Напоминайте о себе, например, регулярными постами. Проявите заботу, скажите, что вы на связи, что вы готовы к работе.

5. Что делать, если клиент не может позволить себе терапию?

Финансы – это реальная проблема для некоторых клиентов сегодня. Будьте гибкими. Отложите или разбейте платежи, если вам это удобно (но обязательно договоритесь о дате пересмотра этого договора).  Или организуйте небольшие терапевтические группы с клиентами с похожими запросами (стоимостью меньше, чем личная терапия). 

6. Где найти новых клиентов?

Во-первых, вы можете сообщить  всем, с кем работали, что теперь вы вы ведёте онлайн-сессии и готовы помочь. Во-вторых, можно обратиться к коллегам, врачам, йога-тренерам, а также ко всем, кто может знать людей, нуждающихся в ваших услугах. Ну и главное – пишите на актуальные темы в соцсетях, в группах, где собирается ваша аудитория, и не забывайте на 5 полезных постов делать 1 продающий (в котором вы рассказываете о своих услугах и приглашаете сделать следующий шаг). 

7. Что ещё можно сделать для укрепления практики?

Сейчас самое подходящее время для творчества. Возможно, вы хотели сделать онлайн-группу. Сейчас актуальна будет, например, группа поддержки для родителей, которые находятся дома со своими детьми 24/7. Можно организовать еженедельные встречи, чтобы делиться идеями о том, как оставаться занятым, когда вы не можете покинуть дом. Или установить дни, в которые вы будете отвечать на вопросы ваших подписчиков в соцсетях.

Составьте рекомендации книг, аудио, видео, полезных сервисов и материалов. Больше проявляйтесь в сети. Выходите в эфиры, устраивайте поддерживающие онлайн-встречи. Пусть люди знают, что вы есть, что вы готовы помочь.

Сегодня ваша работа по продвижению в сети – не просто необходимость, а гуманитарная миссия. 

Ольга Кошкина