В предыдущих статьях я писал о том с какими препятствиями я столкнулся на этапах ремонта, оформления документов и заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Когда все это было позади, я преступил к поиску арендатора, в связи с тем, что мое помещение обладало достаточно специфичными характеристиками, то я не стал ставить заоблачную цену, а исходил из кредитной нагрузки, добавив небольшую сумму на текущие расходы. Я выложил объявление на крупный сервис бесплатных объявлений, к моему удивлению арендатор нашелся на следующий день, а другим желающим я был вынужден отказывать. Я связал это с тем, что цена аренды более чем приемлемая для этого района, соответственно и риски остаться без арендатора очень низки. И так в теории снова все предельно просто и однозначно, ищу арендатора, заключаю договор и получаю пассивный доход. А что на практике? Такое пустяковое дело точно не завалить. Завалить это дело действительно сложно, но у меня не было опыта сдачи в аренду до этого, и это наложило определенный отпечаток, благо то, что и арендатор не имел большого опыта, поэтому опыт мы получали вместе. Мы заключили простой договор, скаченный из интернета, внеся в него небольшие правки. Особенность, которую я не учел, заключалась в том, что я сдал отдельно- стоящее здание, в котором необходимо проводить техническое обслуживание системы отопления, водоснабжения и канализации, обеспечить чистку снега с кровли, уборку помещений.
И как выяснилось что то, что для меня не представляло никаких трудностей, потому что я проработал в сфере строительства и жилищно- коммунального хозяйства 12 лет, и плавал в этом как рыба в воде, то для моих арендаторов, которые занимаются изготовлением корпусной мебели, оказалось бременем. Обучить человека всем премудростям эксплуатации было не просто, поэтому пришлось просто все показывать на практике и надеяться, что у него все получится повторить самостоятельно. Сейчас разберу ошибки, которые я допустил:
· К ценообразованию нужно было подойти более тщательно, а не исходить, что меня устроит n-ая сумма денег, лишними они бы точно не были
· Арендаторов надо было выбирать, критерии выбора определить по месту, ну и отдать предпочтение тем, кто работает давно на рынке и по нескольким направлениям
· Прописать в договоре мероприятия по текущему и капитальному ремонту и закрепить между арендатором и арендодателем соответственно
· Заключить договор с предоплатой за первый и последний месяц
Это все пока с чем я столкнулся, если у кого- то есть опыт, который необходимо учесть в этом разделе делитесь в комментариях, а так же можете задавать вопросы, по возможности постараюсь ответить.
Оформив полноценный арендный бизнес, я мог приступить к оформлению документов для открытия разрешения на реконструкцию для максимально эффективного использования земельного участка, но об этом в следующей статье.