Для большинства современных посетителей кинотеатров отечественная кинофантастика началась с «Ночного дозора» — экранизации известного романа Сергея Лукьяненко, получила своеобразное развитие в «Обитаемом острове» и последующем «Притяжении» Федора Бондарчука, которому по всей видимости этот жанр пришелся по душе.
Оставим оценку работы Федора и вспомним, что и во времена его отца жанр научной фантастики не оставался без внимания. Фильмы, представленные в данном списке, не только повод поностальгировать тем, кто смотрел их в свое время на большом экране, но и повод остальным открыть для себя интересный взгляд на жанр, лишенный многих приевшихся штампов.
Планета бурь (1961)
ЧТО: советский научно-фантастический фильм Павла Клушанцева («Дорога к звездам») с Юрием Саранцевым («Жизнь прошла мимо») и Георгием Жжёновым («Горячий снег», «Экипаж»)
О ЧЁМ: о советской экспедиции на Венеру, которой предстоит столкнутся с множеством препятствий в виде иноземной флоры и фауны, а также внутренних конфликтов для того, чтобы с успехом вернутся домой
ЗАЧЕМ: увидеть пример успешного экспортного советского фильма, составившего основу, из которой в Америке перемонтировали и создали аж две своих версии; оценить фантазию с которой изображена Венера; вдохновится комической романтикой
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто боится спятивших роботов; циникам; привыкшим к современному CGI
__________________________________________________________________________________________
Туманность Андромеды (1967)
ЧТО: экранизация романа И.А. Ефремова за авторством Евгения Шерстобитова («Сказка о Мальчише-Кибальчише») с Сергеем Столяровым («Василиса Прекрасная», «Садко») и Николаем Крюковым («Последний дюйм»)
О ЧЁМ: о экипаже звездолета землян, вынужденном высадится на неизвестной планете, встретится с враждебной фауной, технологиями инопланетян, и попытаться найти способ покинуть это опасное место
ЗАЧЕМ: задуматься о взаимосвязи технологического развития и уровня нравственности; познакомится с яркой эстетикой будущего в представлении живших в 60-х; пожалеть, что это направление нашего кинематографа не получило развития
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто читал и полюбил первоисточник; тем, кто не готов переварить устаревшие спецэффекты и топорно сделанные декорации; тем, кто не готов к незавершенному сюжету __________________________________________________________________________________________
Письма мёртвого человека (1986)
ЧТО: постапокалиптическая драма Константина Лопушанского с Роланом Быковым в главной роли, к сценарию которой приложил руку Борис Стругацкий
О ЧЁМ: об учёном, пытающемся понять причины ядерного взрыва, из-за которого погибла большая часть человечества, и найти духовную опору, чтобы обрести надежду для будущего
ЗАЧЕМ: задуматься над ценностью мира; вдохновиться самоотверженностью и добросердечностью главного героя; увидеть, к каким непоправимым последствиям может привести гонка вооружений
КОМУ НЕЛЬЗЯ: бессердечным; считающим, что война может быть во благо; любителям компьютерной игры Defcon
__________________________________________________________________________________________
Кин-дза-дза! (1986)
ЧТО: фантастическая комедия Георгия Данелия с Евгением Леоновым («Джентльмены удачи»), Юрием Яковлевым («Иван Васильевич меняет профессию») и Станиславом Любшиным («Щит и меч», «Не стреляйте в белых лебедей») в главных ролях
О ЧЁМ: о паре землян оказавшимся на планете Плюк, познающим ее необычное социальное устройство и пытающимся понять зачем они здесь оказались и как вернутся домой
ЗАЧЕМ: узнать, что такое «пепелац»; увидеть нечастый пример антиутопии и едкой сатиры снятой на территории СССР; удивится насколько фильм актуален, несмотря на изменение смыслов, которые в нем можно увидеть
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто по недоразумению планирует увидеть впечатляющие спецэффекты и бодрый экшн в фантастическом фильме; цензорам; чатланам
__________________________________________________________________________________________
Город Зеро (1988)
ЧТО: фантастическая драма Карена Шахназарова («Курьер», «Мы из Джаза») с Леонидом Филатовым («Экипаж»), Олегом Басилашвили («Служебный роман»), и Евгением Евстигнеевым («Собачье сердце»)
О ЧЁМ: о простом инженере, приехавшем в небольшой городок имеющий странные, вопиющие отличия от привычного ему мира, с которыми ему предстоит смирится в решительной попытке вернутся в свою реальность
ЗАЧЕМ: удивится тому, что фильм о смене приоритетов и ценностей не потерял своей остроты с эпохи перестройки; увидеть Советский фильм о попытке противостоять манипуляции сознанием; с головой окунутся в атмосферу абсурда и сатирического юмора
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто боится аллегорий и «двойного дна» в содержании; противникам антисоветской сатиры; голым секретаршам и мнительным поварам