Сегодня рассмотрим жизненный путь, мотивы, кредо нобелиата премии мира, монахини - сестры милосердия и любви; беспринципно найдем, к чему докопаться, и сделаем правильные выводы. Вашему вниманию - мать Тереза.
Агнес Гондже Бояджиу родилась в Скопье, Македонии в обеспеченной католической семье. Семья всячески помогала бедным, а после смерти отца приютила шестерых сирот. Маленькая Агнес вдохновлялась милосердием и филантропией, в 12 лет мечтала посетить Индию и заниматься монашеским служением.
В 18 лет отправилась в Ирландию, где вступила в монашеский орден "Ирландские сестры Лорето". Приняла постриг и взяла имя "Тереза" в честь святой монахини Терезы из Лизье.
20 лет орден служил в Калькутте, где Тереза основывает конгрегацию сестер милосердия, их цели - это устраивать приюты для бедных и малоимущих, лечить больных и пожилых... В общем, вершить добрые дела.
Конгрегация вышла за пределы Индии и распространяется на 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах.
Стала первым лауреатом Темплтоновский премии за прогресс религии.
В 1979 ей присудили Нобелевскую премию мира.
Умерла в 1997 на 88 году жизни. В 2003 была беатифицирована (причислена к лику блаженных), а в 2016 канонизирована.
Монахиня на протяжении всей жизни мучилась от сомнений в вере в Христа и существовании Бога. "Она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии" - пишет ее постулатор.
"Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения… Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда."-пишет Тереза.
Однако же филантропия филантропии рознь, и личность святой матери нередко подвергается нападкам скепсиса и критики. Причем отнюдь не беспочвенной.
Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но в провизии не хватало типичных анальгетиков, необходимого питания. В 1991 только 7% благотворительных сборов были использованы на милосердные цели.
1963 года 75% ее родного Скопье пострадал от землетрясения, на что Тереза отказывалась выдавать помощь со счета монашеского ордена.
Монахиня считала, что участь больных - страдать, отказывалась от использования обезболов, возражала резко против абортов и средств контрацепции.
Приюты отличались халатным отношением сотрудников, грязными и неуютными помещениями, консервативной и устаревшей демопатией. Свои лечебные дома она называла "Домами для умирающих", предавала страданиям и излечимых, и неизлечимых. На сладкое - молитвы Господу.
Сама же Тереза при проблемах с сердцем обращалась в квалифицированные клиники Европы, Штатов и Индии. Кристофер Хитченс в своей книги уличал ее в лицемерии.
Тут ее приключения описаны вскользь и не вдаваясь в бюрократические подробности, но ясен посыл, что средневековое церковное лицемерие все еще живет в мире, чем люди платятся жизнями и душой. У Терезы не было индульгенций и епитимий, но были скабрезное отношение к деньгам, меркантилизм, скряжничество и "увертливость" налицо.