Найти тему
Сергей Блинов

Почему Владимиру Путину полезно признать провал 2008 года

Оглавление

Да чтобы не повторять старые ошибки! Ведь чтобы учиться на ошибках, надо хотя бы знать, что ты их сделал. А с этим всё плохо: борьбу с кризисом 2008 года, например, наш Президент искренне числит в своём активе, а не пассиве.

Между тем Россия в кризис 2008-2009 годов продемонстрировала:

  • - худший результат в G20,
  • - худший результат в БРИКС и
  • - один их худших в мире[1].

Таблица 1. В 2009 году Россия росла хуже мировой экономики

Источник: Всемирный банк.

В 2009 году[2] Россия упала глубже, чем развивающиеся страны (где уж нам до Китая и Индии, которые в 2009 году росли, а не падали). Но выглядела она и хуже развитых стран: те упали на 3,4%, а Россия - на 7,8%.

И даже Еврозона, которая прошла кризис хуже, чем, например, США, показала результат лучше российского.

В итоге по темпам роста ВВП в 2009 году Россия оказалась на 204 месте из 215 стран, по которым есть данные Всемирного банка.

Рассмотрим страны подробнее (таблица 2).

Таблица 2. Россия оказалась 204-ой из 215 стран по динамике ВВП 2009 года

-2

Ссылка на изображение в увеличенном масштабе: https://ic.pics.livejournal.com/senib/69920602/221833/221833_original.jpg

В таблице мы выделили Россию голубым цветом. Страны «Большой двадцатки» помечены зелёным цветом, страны БРИКС - красным. Среди стран СНГ (помечены жёлтым цветом) Россия опять худшая «благодаря» падению ВВП на 7,8%, хуже чем у нас, дела шли только у Армении.

Увы, такой провал никак нельзя назвать «успешным» прохождением кризиса.

Экономика-2009: хуже, чем при Ельцине

Может быть, правильнее было бы сравнивать не с другими странами мира, а с российскими же результатами прошлых лет? Но и здесь сравнение даёт удручающую картину (График 1).

График 1. Спад 2009 года - самый глубокий с пост-гайдаровского 1994 года

-3

Глубже, чем в 2009 году, ВВП падал только в 1992-1994 годах – в первые годы губительных «гайдаровских» реформ.

В 1995 и 1996 годах темпы падения резко замедлились и не достигали даже 5%. И даже в памятном кризисе 1998 года падение составило «всего» 5,3%. На этом фоне падение на 7,8% в 2009 году выглядит очевидным провалом. Другими словами, падение 2009 года – худшее за последние 25 лет, с 1994 года. Картина провала становится ещё более впечатляющей, если учесть, что ещё в первом полугодии 2008 года экономика России демонстрировала рост на 8,5%

Из сказанного можно сделать два вывода:

  • Падение экономики в 2009 году – худший провал экономической политики за последние 25 лет, включая даже последние годы правления Бориса Ельцина.
  • Это провал именно экономической политики, внешними условиями такой провал никак не объяснить: ведь Россия показала результат хуже всех стран G20, хуже 203 других стран мира (оказалась на 204 месте из 215 среди стран) и даже хуже нефтезависимых Азербайджана и Казахстана, ВВП которых в 2009 году не упал, а вырос (!). Говоря проще, кризис в России был рукотворным и произошёл из-за неадекватной реакции на внешние шоки. 

«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»

Правда, в определённых кругах усердно поддерживается «легенда» о счастливом прохождении кризиса 2009 года. Вот, например, что говорит Алексей Кудрин, бывший тогда министром финансов и вице-премьером Правительства Российской Федерации:

«Я как раз хочу сказать, что он [Путин] единственный, может быть, вопреки многим позициям поддержал создание в свое время Стабилизационного фонда, потом Резервного фонда, потом Фонда национального достояния, которые сыграли свою решающую роль в кризис 2008-2009 годов. В этом смысле это во многом и его заслуга, несмотря на то, что мы придумали это или мы продумали это, все-таки благодаря только его политической воле это было создано»

По мнению А.Кудрина, создание фондов «сыграло решающую роль в спасении экономики, социальных расходов».

Мотивы Алексея Леонидовича видны невооружённым глазом: он хочет сказать, что был мудрым советником, хорошим министром финансов, придумал и продумал создание «подушки безопасности» в виде валютных фондов, а Путин правильно сделал, что послушал его. Это, якобы, и спасло российскую экономику во время кризиса 2008-2009 годов.

А что Путин?

Ладно Кудрин, пусть он из честолюбия приукрашивает свои былые заслуги (хотя в данном случае они того не стоят).

Гораздо хуже, что «удачной» считает антикризисную политику Президент Владимир Путин.

«Мы к 2008 году планировали удвоить ВВП, и на базе удвоения строили социальные планы. В 2008 году мы практически достигли этой планки, [но] разразился мировой экономический кризис. Не по нашей вине, он пришёл к нам извне. И тогда у нас встала другая задача, более примитивная. Я хочу напомнить: она заключалась в том, чтобы не обрушить вообще экономику и не свести к нулю накопления граждан».
«Я тогда [в 2008 году] стал председателем правительства и вынужден был сказать публично — это был большой риск, честно говоря. <...> Я сказал, что не допущу, чтобы повторилась ситуация 1998 года, когда грохнулись все накопления граждан. И мы этого не допустили, но это действительно негативно сказалось на нашем развитии. Но, честно говоря, не мы в этом были виноваты. Это мировой финансовый, а потом и экономический кризис, который пришел извне»,

— добавил Путин. 

(цитата по РБК со ссылкой на «20 вопросов Владимиру Путину» агентства ТАСС).

Скриншот видео из серии "20 вопросов Владимиру Путину" (ТАСС).
Скриншот видео из серии "20 вопросов Владимиру Путину" (ТАСС).

А вот и само это видео (о кризисе 2008 года см. с отметки 2 мин. 50 сек.):

Другими словами, Владимир Путин считает, что кризис страна преодолела более-менее удачно (не дали «обрушить экономику вообще»). Факты, повторим это ещё раз, говорят о другом: падение экономики в 2009 году до сих пор является худшим за 25 лет (с 1995 по 2019 годы), кризис Россия прошла хуже всех стран Большой двадцатки и хуже подавляющего большинства стран мира (204 место из 219).

И ссылка Путина на то, что кризис пришёл извне, только мешает понять ошибки экономической политики. Ведь если даже кризис «пришёл извне», то все страны (кроме, может быть, самих США) оказались в такой же ситуации. Для всех них кризис носил «внешний» характер. Но только экономика России провалилась столь глубоко.

Что делать?

Прежде всего надо признать провал экономической политики (правительства и/или ЦБ) в 2008-2009 годах. Такое признание открывает путь к следующему шагу: анализу причин такого провала.

Оно и понятно: если бы политика была успешна, так её стоило бы повторять. Но если взглянуть правде в глаза и признать экономическую политику 2008 года провальной, то давно пора разобраться, в чём была ошибка, чтобы её не повторять. Для этого архиважно, чтобы президент Путин признал: было в действиях экономических властей в России в 2008-2009 годах что-то такое, что привело к худшему обвалу ВВП за 25 лет. 

Если такой анализ не сделать сейчас, то позже можно уподобиться Анатолию Чубайсу, который недавно заявил, что нужно разобраться

"каковы были теоретические ошибки, что не предвидели, что не поняли, и что не сумели даже постфактум для себя понять"

имея в виду ошибки экономической политики "младореформаторов" в 1990-х годах (см. "Святой Гайдар, или Авен и Чубайс хотят понять"). 

Вместо заключения

Чем раньше Президент признает, что возглавляемое им тогда Правительство и назначенный им же глава Центробанка допустили в 2008 году грубые экономические ошибки, тем лучше. Будь признание провала и анализ ошибок сделаны раньше, до 2013 года, то, возможно, и экономический кризис 2015 года не состоялся бы вовсе. Дело в том, что в 2013-2014 годах наши экономические власти почти «под копирку» повторяли те же самые ошибки, которые приводили к провалам во время прошлых кризисов (см. «1998: новый взгляд на старый кризис»: несмотря на название, анализ кризиса 2008 года в этой статье тоже есть).

Сейчас экономика России находится под двойным ударом пандемии и нефтяного шока. С физическими ограничениями на перемещение и с медицинскими последствиями пандемии экономическая политика ничего поделать не может. Но вот максимально ускорить экономику, как только эпидемия пойдёт на спад, вполне по силам российским властям. 

Ведь если признать, что кризисы в России не от нефтяных шоков, а от неадекватной реакции на них со стороны ЦБ и правительства, то справедливо и обратное: никакое снижение цен на нефть не может помешать росту ВВП, если экономическая политика правильная. Что важно, есть и конкретные эпизоды экономической истории, когда падение цен на нефть (более чем на 50%) не помешало экономике Расти темпом более 5% (см. описание "парадокса 2001 года" в статье "Россия-2024: взгляд из 2020 года").

И тогда президент Путин, ощущающий сейчас, как быстро тают ресурсы, казавшиеся почти неисчерпаемыми ещё вчера, поймёт, что главный ресурс - внутри страны, и он действительно неисчерпаем. 

И признание прошлых провалов - первый шаг к этому важному не только для Владимира Путина, но и для всей России выходу из череды застоев и кризисов. 

[1] И даже среди стран СНГ хуже, чем у нас, дела шли только в Армении

[2] Кризис начался в конце 2008 года, но проявился в виде падения ВВП именно в 2009 году

П.С.

Для тех, кто использует Телеграм:

Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2".

В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ.

Или воспользуйтесь ссылкой https://t.me/m2econ

Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!