Найти тему
Бурмистр.ру

Проект Закона о новом КоАП РФ

«Самые плохие законы — в России, но этот недостаток

компенсируется тем, что их никто не выполняет»

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Наверное, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) самый изменяемый в последние годы нормативно-правовой акт (НПА) наряду с НПА жилищного и налогового законодательства РФ. Не вызывают вопросов изменения, которые конкретизируют какие-то процессуальные моменты. Но вот постоянное ужесточение наказаний — не самый положительный момент в этих изменениях.

Как сказал еще в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Однако данный афоризм не слишком применим к законодательству об административных правонарушениях. Штрафы нужны государству для пополнения бюджета. И все надзорные органы работают вовсю для этого. Хотя в задачах, целях и принципах законодательства такого и не указано, а провозглашается совсем иное.

Если поступила жалоба — практически 100%, что будет возбуждено производство об административных правонарушениях, если имеется хоть малейшее нарушение и административный состав для него. Административные органы почти никогда сами не выносят постановления о прекращении производства об административном правонарушении по каким-либо реабилитирующим основаниям (за отсутствием вины или состава (события) правонарушения).

У судов бывают решения о прекращении административного производства, но абсолютное большинство судов все-таки выносят постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемым протоколам. Доля прекращенных производств ничтожно мала для правового государства, которым провозглашена Российская Федерация. Ну не может быть такого, что все надзорные органы и суда работают со 100% эффективностью. Такого просто не бывает, от слова совсем. Тем более, уровень профессионализма во многих сферах, в том числе правовой и юридической, оставляет желать лучшего.

На сайте РИА Новости вышла новость о том, что «… Председатель правительства Михаил Мишустин назвал непосильными предлагаемые новым проектом КоАП штрафы для автомобилистов, так как «власти еще не добились соответствующего роста зарплат в стране. Размеры таких взысканий следует рассматривать с учетом платежеспособности населения и с позиций улучшения качества администрирования». Почему только про автомобильные-то штрафы? Непосильные они и для управляющих организаций, например, и их должностных лиц. Но об этом никто ничего не говорит и не пишет...

В данной статье мы рассмотрим планируемые изменения в КоАП РФ (далее — Кодекс), а именно проект нового Кодекса, кардинально нового, который будет принят взамен действующего сейчас. Проект закона размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059). Новый КоАП РФ планируется ввести с начала 2021 года в случае его принятия.

Таким образом, со следующего года у нас будет практически новый Кодекс об административных правонарушениях РФ в случае его принятия. Наряду с КоАП РФ будет введен в действие Процессуальный кодекс РФ, который будет регулировать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект Процессуального кодекса РФ уже разработан и находится на процедуре оценки его регулирующего воздействия. То есть, вместо действующего сейчас КоАП РФ будет принято 2 Кодекса, его заменяющие.

В пояснительной записке к проекту сказано: «...По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято 654 федеральных закона, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений.

При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

...Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности».

Цель изменений в Кодекс хорошая, главное, чтобы при его толковании эти цели не были искажены, как иногда (и даже часто) происходит на практике. Все последующие изменения в обновленный Кодекс по общему правилу будут вступать в силу не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования, а проекты изменений в КоАП РФ могут быть внесены на рассмотрение только после получения официального отзыва Правительства РФ.

В КоАП РФ будут введены понятия грубого административного правонарушения, но решение о признании нарушения грубым также может быть принято судом при наличии определенных оснований. Также вводятся понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения, совокупности правонарушение. Многих этих понятий нет в действующем КоАП РФ. Разъяснения и оценку таким понятиям ранее давали суды в своих решениях по делам, а также Постановлениях Пленума ВС РФ, так как не все из них имелись в Кодексе.

Индивидуальные предприниматели (ИП) будут привлекаться к ответственности независимо от факта регистрации их в этом качестве, если осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которой осуществляется государственный или муниципальный надзор. То есть, в отношении людей, занимающихся бизнесом и не платящих налоги, наказания будут ужесточены.

К сожалению, «внутреннее убеждение» наших судей в абсолютном большинстве направлены на обвинительный уклон что в уголовном, что в административном производстве. И главный принцип административного наказания «все неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности» практически забыт и не применяется многими представителями судебной власти и административных органов.

Хорошей новостью для управляющих организаций являются изменения о запрете одновременного привлечения за одно и то же нарушение и юридического и должностного лица. Но исключением будут являться «отдельные случаи» (по усмотрению административного органа или суда). Насколько часто будут такие случаи «исключений» также покажет время. В новом Кодексе исключается возможность назначения нескольких наказаний за несколько однородных нарушений.

Для граждан будет применяться общее правило: за впервые совершенное правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств будет назначаться предупреждение. А также сокращен предельный срок обязательных работ (с 200 до 60 часов), уточнен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты аресту, в том числе и по состоянию здоровья.

Далее https://www.burmistr.ru/stati/izmeneniya-zakonodatelstva/proekt-zakona-o-novom-koap-rf/