Крепкий орешек. СССР, 1968. Режиссер Теодор Вульфович. Сценарист Эфраим Севела. Актеры: Надежда Румянцева, Виталий Соломин, Владимир Липпарт, Валентин Абрамов, Юрий Сорокин, Павел Винник и др. 32,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Теодор Вульфович (1923-2004) за свою карьеру поставил всего восемь фильмов, три из которых («Последний дюйм», «Крепкий орешек», «Товарищ генерал») вошли в число самых популярных лент СССР.
Главная роль в военной комедии Т. Вульфовича «Крепкий орешек» стала последней по-настоящему звездной актерской работой Надежды Румянцевой (1930-2008).
Сегодня враждебность, с которой некоторые советские кинокритики в год выхода на экраны страны встретили «Крепкий орешек» кажется удивительной. К примеру, кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал в журнале «Искусство кино» так: «Гротеск как условный знак несоответствия, несоразмеримости явлений может принимать внешнюю видимость нелепости. Но он не может быть внутренне бессмысленным, нелепым. В «Крепком орешке» гротескность именно бессмысленна. Так же как и имя героя — Ваня Грозных. Как прозвище героини — «Крепкий орешек». Пущенный под откос разухабистый поезд с ряжеными фашистами служит тому, чтобы герой добыл себе бритвенные принадлежности и побрился. Это, конечно, безумно остроумно. И совершенно бессмысленно. В некоторых современных западных кинолентах изображение войны как забавного, глуповатого приключения служит тому, чтобы показать, что ни друзей, ни врагов, ни правды, ни лжи в сущности-то не было. Чтобы красивым ластиком основательно стереть из памяти некоторые необходимые вещи. А нам такой смысл не нужен. И не нужен нам другой смысл, по которому к героям комедии приходит успех, потому что их окружает дремучий лес патологических идиотов» (Зоркий, 1968: 83). Зоркий А. Рая, Ванюша и аэростат // Искусство кино. 1968. № 5. С.81-84.
И надо сказать, что и сегодня у этого мнения Андрея Зоркого есть немало сторонников (далее цитируются зрительские отклики, опубликованные на портале кино-театр.ру):
«Такой подход … абсолютно не приемлем. … Фильм после просмотра ещё в подростковом возрасте оставил неприятный осадок, в основном из-за отношения к тяжело и трагической теме как к легкому водевильному приключению!» (Кинозритель).
Но есть, конечно, и зрители которые считают, что комедии на военную тему не только возможны, но и нужны:
«Считаю, фильм очень хороший. Пусть и на тему войны снят, но там имеет место патриотизм героев, которым приходится пройти через множество забавных ситуаций, чтобы взять врага в плен и вернуться к своим» (Барбос).
Итак, это были мнения кинокритика и кинозрителей.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020