Найти в Дзене

Идеомоторная тренировка как актуальная часть СФП спортсмена-единоборца в условиях самоизоляции

Во время эпидемии коронавируса многие аспекты нашей жизни претерпели существенные изменения. В том числе спортивные занятия различными единоборствами. Сейчас нет доступа к тренировкам в спортивных залах и партнера для занятий из-за поддержания социальной дистанции найти проблематично. На улице не всегда возможно позаниматься во избежание неприятностей с властями. Что делать? Выход – домашние тренировки. Понятно, что на первый план в сложившихся условиях выходит поддержание физических кондиций занимающихся, данную проблему можно решить средствами общефизической подготовки - много­численные упражнения для которых достаточно пространства в домашних условиях и не нужен специальный инвентарь позволяют улучшать физическое разви­тие, способствуют уменьшению и ликвидации физичес­ких недостатков (искривление позвоночника, слабая подвиж­ность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм.

Но как же быть со специальной физической подготовкой? Ведь СФП это процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом конкретного вида его деятельности. Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Понятно, что в период самоизоляции ни о каких массовых мероприятиях типа соревнований, семинаров речи быть не может. Остаются специально-подготовительные упражнения, с которыми ввиду отсутствии возможности посещать нормальные тренировки то же проблема. В данной статье мы хотели обратить ваше внимание на нетрадиционные методы, средства и приемы психо­логической подготовки. В этом контексте перспективными нам пред­ставляются средства и методы, связанные с использованием в подготов­ке спортсмена образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений, практикуемых в восточных единоборствах.

На Западе, в том числе и в России, в спортивной психологии к аналогичным методам можно отнести идеомоторный метод, который представляет собой способ «направленного использования спортсме­ном внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психи­ческое и общее состояние, регулирования его и формирования опера­тивной готовности к выполнению тренировочных или соревнователь­ных упражнений» (с.41 Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб, пособие для ин-тов физ. культуры. / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1977.-271 с.)

Идеомоторный метод базируется на таком широко известном в науке явлении, как идеомоторика, которая получила широкое приме­нение при овладении и совершенствовании спортсменами двигатель­ных действий, и которая только начинает использоваться в регуляции психических состояний спортсмена. Под идеомоторикой понимается представление об определенном движении, сопровождаемое слабой эффектрной реализацией - скрытой мышечной динамикой, соответ­ствующей данной двигательной задаче (М. И. Еникеев, 2006). Однако необходимо отметить, что, на наш взгляд, данное явление имеет го­раздо более значительный спектр воздействий на человека и может воздействовать на него как на сознательном, так и на подсознатель­ном уровне.

Основными средствами, используемыми в этом методе, являются идеомоторное упражнение и идеомоторная (эмоциональная) самона­стройка (Музруков Г. Н. Основы ушу : учебник для спортивных школ. / Г. Н. Музруков. — М. : ПиК, 2001. - 624 с.)

Под идеомоторным упражнением понимается многократное мыс­ленное воспроизведение двигательного действия с особой концентра­цией внимания на его решающих фазах или сложных (не удающихся) операциях.

Эмоциональная самонастройка на предстоящее действие связана с созданием «необходимого эмоционального фона для полной мобили­зации сил». Она проводится с помощью образов, привле­каемых из жизненного опыта, литературы, кино и т.д.

В основе идеомоторного метода лежит идеомоторный акт. Идео­моторный акт (от греч. «idea» - «идея», «образ», лат. «motor» - «при­водящий в движение» и «actus» - «движение», «действие») - «пере­ход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечи­вающих движение, как только возникает представление о нем)». В повседневной жизни идеомоторные акты являются непроиз­вольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные в еле заметных движениях пространственные характеристики либо приводят к незначительному напряжению соответствующих мышц.

Исследование идеомоторного акта началось с изучения другого явления, носившего в XIX веке характер своего рода эпидемии, кото­рое называлось спиритизмом. Многие известные ученые (М. Фара­дей, М. Шеврель, Д. И. Менделеев) проводили в этой области науч­ные исследования и дали теоретическое обоснование спиритизма.

Примеры того, как представление оказывает влияние на телесные процессы, приводятся в трудах И. М. Сеченова (Сеченов И. М. Лекции по физиологии / И. М. Сеченов. - М. : Медицина, 1974. -232 с.) и И. П. Павлова (Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 1. Статьи по вопросам физиологии пищеварения / И. П. Павлов. - М. : Акаде­мия наук СССР, 1951. - 334 с.). Так, например, при воображении мороза вызыва­лось даже в тепле появление «гусиной кожи», при воспоминании об отвратительном - тошноты и гримасы, при воспоминании об ужас­ном- дрожи в теле. Когда человек рассказывает о событии, он не­вольно повторяет те движения глаз, рук и ног, которые действительно имели место. При исследовании идеомоторного акта было обнаружено, что для возникновения идеомоторной реакции не­достаточно только концентрации внимания на представлении движе­ния, а необходимо наличие интереса, вызываемого или целевой уста­новкой воображаемого действия, или его особой эмоциональной ок­рашенностью.

В данной статье мы не будем подробно раскрывать физиологический механизм идеомоторного акта. Простым примером его «рабочести» может служить известный опыт - если представить у себя во рту кислый ломтик лимона, начинает выделяться слюна. Аналогично тому, как мысленный образ лимона, т.е. представление, вызывает по­явление вполне материальной слюны, можно вызвать в своем орга­низме любые изменения, если подобрать к ним соответствующие и точные мысленные образы.

Суть освоения идеомоторики состоит в умении сознательно и преднамеренно вызывать кинестетические представления и совокуп­ность тех мышечно-двигательных ощущений, от которых зависит ус­пех реального исполнения действия (Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте / А. А. Бел­кин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.)

Процесс обучения идеомоторике надо строить на основе общеиз­вестных дидактических принципов: последовательности, доступно­сти, систематичности и т.д.

В то же время, как указывает А. А. Белкин, необходимо учи­тывать ряд специфических принципов, которые естественным обра­зом дополняют и конкретизируют основы освоения идеомоторики.

1. Принцип мотивированной заинтересованности (предполагает привитие спортсменам серьезного отношения к методу, иначе эффект будет небольшим).

2. Принцип универсальной эффективности (идеомоторная трени­ровка эффективна как в технико-тактической, так и в психологиче­ской подготовке).

3. Принцип доминирующей эффективности (тренирующий эффект проявляется в разной степени по отношению к различным динамиче­ским компонентам структуры двигательного действия: пространст­венным характеристикам, временным и силовым) (менее значимо в психологической подготовке).

4. Принцип отсроченного эффекта (результат занятий по освоению идеомоторных упражнений может проявляться через некоторое время).

5. Принцип индивидуальности (варианты идеомоторной настрой­ки зависят от индивидуальных типологических различий).

6. Принцип содержательной эффективности (наибольший эффект достигается при воспроизведении узловых моментов действия в отли­чие от целостного воспроизведения действия или его отдельных час­тей) (менее значимо в психологической подготовке).

7. Принцип вербализации (четкое словесное обозначение и прого­варивание вслух или про себя основных моментов действия).

8. Принцип дозирования (целесообразно повторять идеомоторное задание 4-5 раз).

В освоении и использовании механизмов идеомоторики специали­сты выделяют ряд основных положений. А. В. Алексеев (Алексеев А. В. АГИМ / А. В. Алексеев. - М., 1995. - 88 с.) относит к ним следующие:

- перед выполнением идеомоторного упражнения необходимо проведение разминки, соответствующей реальному выполнению не­обходимого действия;

- мысленный образ действия должен быть предельно понятен спортсмену, быть предельно конкретным, удобным и приятным;

- надо убедиться, что спортсмен, закрыв глаза, может четко мысленно представить нужное движение при условии совпаде­ния времени выполнения реального движения и его идеомоторного представления (актуально для технической подготовки);

- перевод мысленного образа в мышцы, т.е. в мышцах должны возникнуть соответствующие ощущения и незначительные движения (дозировка 3-6 минут).

Особое внимание необходимо уделить вербализации ощущений 118|. С этой целью рекомендуется проговаривать вслух, а затем про себя образы и характеристики соответствующих этим образам ощу­щений.

Что же касается продолжительности использования идеомоторной настройки перед соревнованиями, то согласно рекомендациям А. Белкина для подготовки спортсменов к успешному выступлению достаточно 10-15 занятий (естественно, при условии предварительног освоения ими идеомоторной методики).

Целесообразно повторять идеомоторное задание не более 4-5 раз, поскольку многократное воспроизведение движения (действия) утомляет нервные центры, вследствие чего двигательные представле­ния теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомо­торной тренировки.

В процессе освоения идеомоторных упражнений необходимо, как указывал П. А. Рудик (Рудик П. А. Психология / П. А. Рудик. - М. : Учпедгиз, 1955,- 428 с.), отличать зрительные представления (бо­лее развитые у человека) от мышечно-двигательных и развивать по­следние, чтобы использовать их как доминирующие.

Крайне важно развивать у спортсменов воображение, поскольку оно способствует созданию интересных тактических новинок и под­бору оригинальных методов тренировки. При современном уровне развития спортивных единоборств, когда победа требует ог­ромного напряжения всех физических и моральных сил, на высшие проявления импровизации способен только спортсмен-единоборец с богатым воображением.

В заключении хотелось бы напомнить что физическая культура – это не только культура тела, но и культура ума. Если данная тема показалась вам интересной прошу высказываться в комментариях. Спасибо за внимание.