Во время эпидемии коронавируса многие аспекты нашей жизни претерпели существенные изменения. В том числе спортивные занятия различными единоборствами. Сейчас нет доступа к тренировкам в спортивных залах и партнера для занятий из-за поддержания социальной дистанции найти проблематично. На улице не всегда возможно позаниматься во избежание неприятностей с властями. Что делать? Выход – домашние тренировки. Понятно, что на первый план в сложившихся условиях выходит поддержание физических кондиций занимающихся, данную проблему можно решить средствами общефизической подготовки - многочисленные упражнения для которых достаточно пространства в домашних условиях и не нужен специальный инвентарь позволяют улучшать физическое развитие, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм.
Но как же быть со специальной физической подготовкой? Ведь СФП это процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом конкретного вида его деятельности. Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Понятно, что в период самоизоляции ни о каких массовых мероприятиях типа соревнований, семинаров речи быть не может. Остаются специально-подготовительные упражнения, с которыми ввиду отсутствии возможности посещать нормальные тренировки то же проблема. В данной статье мы хотели обратить ваше внимание на нетрадиционные методы, средства и приемы психологической подготовки. В этом контексте перспективными нам представляются средства и методы, связанные с использованием в подготовке спортсмена образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений, практикуемых в восточных единоборствах.
На Западе, в том числе и в России, в спортивной психологии к аналогичным методам можно отнести идеомоторный метод, который представляет собой способ «направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений» (с.41 Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб, пособие для ин-тов физ. культуры. / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1977.-271 с.)
Идеомоторный метод базируется на таком широко известном в науке явлении, как идеомоторика, которая получила широкое применение при овладении и совершенствовании спортсменами двигательных действий, и которая только начинает использоваться в регуляции психических состояний спортсмена. Под идеомоторикой понимается представление об определенном движении, сопровождаемое слабой эффектрной реализацией - скрытой мышечной динамикой, соответствующей данной двигательной задаче (М. И. Еникеев, 2006). Однако необходимо отметить, что, на наш взгляд, данное явление имеет гораздо более значительный спектр воздействий на человека и может воздействовать на него как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Основными средствами, используемыми в этом методе, являются идеомоторное упражнение и идеомоторная (эмоциональная) самонастройка (Музруков Г. Н. Основы ушу : учебник для спортивных школ. / Г. Н. Музруков. — М. : ПиК, 2001. - 624 с.)
Под идеомоторным упражнением понимается многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах или сложных (не удающихся) операциях.
Эмоциональная самонастройка на предстоящее действие связана с созданием «необходимого эмоционального фона для полной мобилизации сил». Она проводится с помощью образов, привлекаемых из жизненного опыта, литературы, кино и т.д.
В основе идеомоторного метода лежит идеомоторный акт. Идеомоторный акт (от греч. «idea» - «идея», «образ», лат. «motor» - «приводящий в движение» и «actus» - «движение», «действие») - «переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем)». В повседневной жизни идеомоторные акты являются непроизвольными, неосознаваемыми и, как правило, имеют слабо выраженные в еле заметных движениях пространственные характеристики либо приводят к незначительному напряжению соответствующих мышц.
Исследование идеомоторного акта началось с изучения другого явления, носившего в XIX веке характер своего рода эпидемии, которое называлось спиритизмом. Многие известные ученые (М. Фарадей, М. Шеврель, Д. И. Менделеев) проводили в этой области научные исследования и дали теоретическое обоснование спиритизма.
Примеры того, как представление оказывает влияние на телесные процессы, приводятся в трудах И. М. Сеченова (Сеченов И. М. Лекции по физиологии / И. М. Сеченов. - М. : Медицина, 1974. -232 с.) и И. П. Павлова (Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 1. Статьи по вопросам физиологии пищеварения / И. П. Павлов. - М. : Академия наук СССР, 1951. - 334 с.). Так, например, при воображении мороза вызывалось даже в тепле появление «гусиной кожи», при воспоминании об отвратительном - тошноты и гримасы, при воспоминании об ужасном- дрожи в теле. Когда человек рассказывает о событии, он невольно повторяет те движения глаз, рук и ног, которые действительно имели место. При исследовании идеомоторного акта было обнаружено, что для возникновения идеомоторной реакции недостаточно только концентрации внимания на представлении движения, а необходимо наличие интереса, вызываемого или целевой установкой воображаемого действия, или его особой эмоциональной окрашенностью.
В данной статье мы не будем подробно раскрывать физиологический механизм идеомоторного акта. Простым примером его «рабочести» может служить известный опыт - если представить у себя во рту кислый ломтик лимона, начинает выделяться слюна. Аналогично тому, как мысленный образ лимона, т.е. представление, вызывает появление вполне материальной слюны, можно вызвать в своем организме любые изменения, если подобрать к ним соответствующие и точные мысленные образы.
Суть освоения идеомоторики состоит в умении сознательно и преднамеренно вызывать кинестетические представления и совокупность тех мышечно-двигательных ощущений, от которых зависит успех реального исполнения действия (Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте / А. А. Белкин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.)
Процесс обучения идеомоторике надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности и т.д.
В то же время, как указывает А. А. Белкин, необходимо учитывать ряд специфических принципов, которые естественным образом дополняют и конкретизируют основы освоения идеомоторики.
1. Принцип мотивированной заинтересованности (предполагает привитие спортсменам серьезного отношения к методу, иначе эффект будет небольшим).
2. Принцип универсальной эффективности (идеомоторная тренировка эффективна как в технико-тактической, так и в психологической подготовке).
3. Принцип доминирующей эффективности (тренирующий эффект проявляется в разной степени по отношению к различным динамическим компонентам структуры двигательного действия: пространственным характеристикам, временным и силовым) (менее значимо в психологической подготовке).
4. Принцип отсроченного эффекта (результат занятий по освоению идеомоторных упражнений может проявляться через некоторое время).
5. Принцип индивидуальности (варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуальных типологических различий).
6. Принцип содержательной эффективности (наибольший эффект достигается при воспроизведении узловых моментов действия в отличие от целостного воспроизведения действия или его отдельных частей) (менее значимо в психологической подготовке).
7. Принцип вербализации (четкое словесное обозначение и проговаривание вслух или про себя основных моментов действия).
8. Принцип дозирования (целесообразно повторять идеомоторное задание 4-5 раз).
В освоении и использовании механизмов идеомоторики специалисты выделяют ряд основных положений. А. В. Алексеев (Алексеев А. В. АГИМ / А. В. Алексеев. - М., 1995. - 88 с.) относит к ним следующие:
- перед выполнением идеомоторного упражнения необходимо проведение разминки, соответствующей реальному выполнению необходимого действия;
- мысленный образ действия должен быть предельно понятен спортсмену, быть предельно конкретным, удобным и приятным;
- надо убедиться, что спортсмен, закрыв глаза, может четко мысленно представить нужное движение при условии совпадения времени выполнения реального движения и его идеомоторного представления (актуально для технической подготовки);
- перевод мысленного образа в мышцы, т.е. в мышцах должны возникнуть соответствующие ощущения и незначительные движения (дозировка 3-6 минут).
Особое внимание необходимо уделить вербализации ощущений 118|. С этой целью рекомендуется проговаривать вслух, а затем про себя образы и характеристики соответствующих этим образам ощущений.
Что же касается продолжительности использования идеомоторной настройки перед соревнованиями, то согласно рекомендациям А. Белкина для подготовки спортсменов к успешному выступлению достаточно 10-15 занятий (естественно, при условии предварительног освоения ими идеомоторной методики).
Целесообразно повторять идеомоторное задание не более 4-5 раз, поскольку многократное воспроизведение движения (действия) утомляет нервные центры, вследствие чего двигательные представления теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомоторной тренировки.
В процессе освоения идеомоторных упражнений необходимо, как указывал П. А. Рудик (Рудик П. А. Психология / П. А. Рудик. - М. : Учпедгиз, 1955,- 428 с.), отличать зрительные представления (более развитые у человека) от мышечно-двигательных и развивать последние, чтобы использовать их как доминирующие.
Крайне важно развивать у спортсменов воображение, поскольку оно способствует созданию интересных тактических новинок и подбору оригинальных методов тренировки. При современном уровне развития спортивных единоборств, когда победа требует огромного напряжения всех физических и моральных сил, на высшие проявления импровизации способен только спортсмен-единоборец с богатым воображением.
В заключении хотелось бы напомнить что физическая культура – это не только культура тела, но и культура ума. Если данная тема показалась вам интересной прошу высказываться в комментариях. Спасибо за внимание.