Чуть больше месяца назад Всемирная организация здравоохранения официально объявила пандемию коронавирусной инфекции COVID-19. В связи с этим в жизни рядовых граждан нашей страны произошли существенные изменения.
По мере распространения инфекции власти Российской Федерации в спешном порядке начали менять законодательство, направленное на регулирование отношений в условиях чрезвычайной ситуации. При этом важно отметить, что режим чрезвычайной ситуации на момент публикации этого материала не введен.
«Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей», - такое определение дает законодатель.
Соответствует ли данное определение той ситуации, которая на данный момент сложилась в стране? Вероятнее всего да. Тем не менее, органы государственной власти не торопятся вводить режим чрезвычайной ситуации. Вместо этого высшее руководство делегировало свои полномочия местным властям, дав им право самостоятельно принимать решения.
В настоящее время во всех регионах России введен так называемый режим повышенной готовности. При этом ряд регионов признал данную ситуацию обстоятельством непреодолимой силы. Среди них Москва и Московская область, Ленинградская область, республики Бурятия, Ингушетия, Карелия, Пермский и Приморский край и некоторые другие. Таким образом, не все субъекты Российской Федерации признают распространение коронавирусной инфекции на своей территории обстоятельством непреодолимой силы.
После введения режима повышенной готовности субъекты Российской Федерации ввели на своих территориях различные ограничительные меры. Так, где-то режим обязательной самоизоляции действует только в отношении лиц старше 65 лет и лиц, вернувшихся из-за границы. А в некоторых регионах (например, в Москве) действует строгий пропускной режим передвижения жителей города и въезжающих на данную территорию.
Многие задаются вопросом, а могут ли власти ограничить право граждан на передвижение, закрепленное статьей 27 Конституции Российской Федерации?
Конституция говорит о том, что конституционные права граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения ограничения устанавливаются федеральным конституционным законом с указанием пределов и сроков ограничения.
Закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» позволяет вводить режим ограничения доступа людей и транспортных средств на территорию, где существует угроза чрезвычайной ситуации или уже возникла таковая. При этом введение режима повышенной готовности предписывает органам власти осуществлять меры, не ограничивающие прав и свобод граждан.
Таким образом, ограничение передвижения граждан внутри определенной территории - это та мера, которая должна вводиться при режиме чрезвычайной ситуации.