В период самоизоляции дети лишились возможности посещать школу, кружки, секции и общаться со сверстниками. Они не могут пойти погулять на улицу, и перед родителями стоит непростая задача – занять своих детей так, чтобы время самоизоляции прошло весело и с пользой. Своим опытом с нами поделились родители детей разных возрастов.
4 года и 7 лет: шитье масок, игры в воде и домики из картонных коробок
Полина Кособокова, экотренер, менеджер по устойчивому развитию
У меня двое детей — Егор (первоклассник) и Света (4 года). В начале карантина, конечно, пошли в ход большие наборы лего (которые редко достаем в силу их размера), пазлы, магнитный конструктор. Поиграли в монополию, как раз купили перед началом самоизоляции. Далее я засела шить многоразовые маски, и дети тоже пробовали шить на отдельных лоскутках. Если взять большую иглу и завязать нитку, чтобы не выскакивала — вполне безопасно.
У меня и у дочки длинные волосы, это оказалось простором для творчества — делаем друг другу прически (Егор помогает).
Что касается поделок, то я предпочитаю такие, которые не теряют потом пригодности к переработке. Например, раскрашенные карандашами домики из картонных коробок. Я не придумываю занятия «от и до» и вижу в этом определенную пользу в развитии неограниченной фантазии своих детей. Судя по количеству поделок из садика, «организованных» занятий у детей очень много. Дома же я даю им материалы и намек на идею, и они с энтузиазмом воплощают свое видение.
4,5 года: огород на подоконнике, стихи наизусть и прогулки по лесу
Анастасия Бауер, инициатор и волонтер проекта «Компост-мобиль»
Моего сына зовут Гарик (Гарольд, в честь моего дедушки), ему 4,5 года. Ребенок гиперактивный. Поэтому львиную долю нашего распорядка дня составляют прогулки, к тому же у нас дома есть собака сибирский хаски, которую надо выгуливать. Мы живем на окраине Петрозаводска, рядом карельский лес, где елки, камни, брусника и черника.
Гарик любит помогать родителям. Мы сейчас готовимся к дачному сезону, я выращиваю рассаду, посадила небольшой огород на подоконнике. И ребенок рад, если мама разрешает ему порыхлить и полить. Папа у нас рукастый, может многое починить, и ребенку нравится сидеть вместе с ним и копаться в его инструментах.
Наш сын не пользуется планшетами и телефонами и очень редко смотрит мультфильмы. В качестве альтернативы у нас есть книги, в которых он любит рассматривать картинки. Книги мы стараемся сами не покупать, до карантина брали в библиотеке или в буккроссинге. Также мы спасаемся аудиосказками, это лучше развивает воображение, чем мультфильмы, и увеличивает словарный запас. А недавно сын сам захотел учить стихи. У нас есть маленький сборник стихов Агнии Барто, и за время карантина мы уже выучили основные стихи оттуда.
6 лет: глина, соленое тесто и театр теней
Ольга Бойко, координатор движения «РазДельный Сбор» в Сочи, педагог-психолог
У нас двое детей: старшему Роме почти 6 лет, младший еще грудничок. Наступление самоизоляции совпало с переездом в съемный частный домик, чему мы оказались рады: жизнь на земле более интересна и для детей, и для взрослых. Сын любит лепить, весь в папу, который занимается гончарным делом. Рома лепит из глины разных персонажей и утварь. Некоторые из них мы обжигаем в печи, и потом он кушает из этих мисочек. Но большинство его поделок муж перерабатывает и использует эту глину снова.
А когда глины нет, мы лепим из слоеного теста. Я смешиваю муку и соль в пропорции 2:1. Добавляю куркуму, тесто получается желтым. Мы не покупаем пластилин, потому что он сделан из нефтепродуктов, противно пахнет и его приходится выбрасывать, когда он засыхает. Когда соленое тесто засыхает, мы отправляем его в компостную кучу, и это не вредит природе. Работа с тестом развивает мелкую моторику и воображение.
В период самоизоляции мой ребенок также увлекся поделками из черновиков. Муж работает в школе и приносит исписанные с одной стороны листы акварельной плотной бумаги, и Рома творит из нее разные поделки: дом из бумаги, тетради и книжечки. А недавно он попросил папу вырезать фигурки различных животных: овечка, мангуст и так далее. И вместе с отцом он ставит спектакли и играет в театр теней, используя эти фигурки.
4 года и 8 лет: игра в раздельный сбор отходов и одежда для кукол из колготок
Марина Шалгинских, экотренер и экоблогер @marina_ecolife
Моей дочери Виктории 8 лет, а сыну Виктору 4 года. Сейчас мы живем в Германии в Кельне, где карантин введен уже с 16 марта. Наши дети с удовольствием играют с природными материалами – камнями, ракушками, каштанами и шишками. Ненужные письма и спам, картонные упаковки от хлопьев и прочего, стаканчики от йогуртов у нас тоже сперва идут в игру. Они разрисовываются, из них делаются различные поделки или отдаются младшему, который режет их ножницами. Одно из наших любимых развлечений — игра в почту: сначала дети приносят посылки, потом открывают, играют, разрисовывают и выбрасывают вместе с мамой в определенное ведро.
Мои дети не только видят, что мы сортируем отходы, но и знают, для чего это нужно: ведь из мусора будут сделаны новые вещи. В раздельный сбор отходов мы тоже играем: я даю детям разные предметы из пластика, стекла, бумаги, металла, а также игрушечные овощи и фрукты, и они их раскладывают по разным контейнерам. А в переработку их вывозит специальный игрушечный мусоровоз. Это очень увлекательно.
Бережное отношение к вещам, повторное использование (реюз и апсайклинг) — в нашей семье норма. Если детские носки или колготки протерлись, то они попадают в руки дочери, которая мастерит из них одежду куклам. Так Вика развивает фантазию и мелкую моторику, дает вещам вторую жизнь и экономит семейный бюджет. В моем детстве мы с сестрой тоже так делали