Найти тему
Мария Рачинская

Самый дешевый рацион и все, что связано с пищей и питанием, в наших исследовательских работах школьников.

Тарелка здорового питания.
Тарелка здорового питания.

Самый дешевый рацион и все, что связано с пищей и питанием, в наших исследовательских работах школьников.

Американский кибернетик Данциг ввел в машину сведения о калорийности различных пищевых продуктов и о сезонных колебаниях их стоимости. А машина должна была составить наиболее экономичное меню. После длительных и сложных расчетов она ответила: "Восемнадцать литров уксуса в сутки".
Сначала Данциг подумал, что в программе какая-то ошибка. Он повторил расчет, но машина выдала прежний ответ. Действительно, в 18 л уксуса заключено 1800 калорий - величина, принятая за основу суточного питания.
Данциг изменил программу, введя в нее показатели о взаимной заменяемости различных продуктов. Машина после долгих раздумий рекомендовала наиболее экономичное меня - 32 стакана кофе с молоком.
Машина и мыслит "как машина" - рациональность и голые цифры, а для человека еда - не только необходимость, но и одно из удовольствий.
Еда и пища - доступный домашним ученым объект исследования, да и актуальность не нужно придумывать - только поспевай следить за новыми технологиями приготовления и производства продуктов питания и пищи из них (а зачастую и создания съедобного из исходно несъедобного, например, "пластиковый" рис).
Ни для кого не секрет, что питание современного человека очень отличается от питания наших предков. Если раньше люди питались натуральными продуктами, часто выращенными собственноручно и прошедшими минимальную обработку, то сейчас найти такие довольно сложно. Продукты проходят многоступенчатую обработку и очистку (рафинирование), в них добавлены пищевые добавки Е, улучшающие вкус, вид, увеличивающий длительность хранения. Но при такой обработке продукты сильно изменяются и, вероятно, что-то теряют.

-2

Чем отличаются понятия «еда» и «пища»? «Еда» – это то, что мы кладем к себе в рот, пережевываем и глотаем. «Пища» - это те необходимые нам вещества, которые в этой самой еде содержатся. "Пища" = "питательные вещества". Поэтому, можно сказать, что всякая ПИЩА – это еда, но не всякая ЕДА – это пища.

Жирные, жареные, мучные, с высоким содержанием сахара, соли, пищевых добавок блюда предприятий быстрого питания, несомненно, являются едой.
Но питают ли они наш организм всем необходимым?
Вот и актуальность для ученической исследовательской работы, связанной с питанием. А конкретных направлений - пруд пруди: и отдельные группы продуктов, и кухни мира (где-то предпочтительно варят, где-то жарят, а где-то сушат, как это можно объяснить законами физики, химии и биологии), и модные кухни на грани науки и искусства ("молекулярная кухня"), да и сравнить и проанализировать наиболее популярные предприятия "fast-food" было бы и интересно, и полезно.

В "Есении" (https://vk.com/club134922633) подготовлено уже 5 работ, связанных с исследованием пищи, питания и питательных веществ:

  • Народная мудрость и питание современного человека.
  • Сладости - вредные и полезные.
  • Исследование крахмала и пищевых добавок на его основе в кисломолочных продуктах.
  • Вред и польза жевательных конфет.
  • Молекулярная кухня: наука, искусство или еда на каждый день?

В работе "Исследование факторов, оказывающих влияние на осанку школьников" также есть раздел, посвященный питанию для здоровья опорно-двигательного аппарата человека. А в работе "Исследование факторов, оказывающих влияние на рост и размножение грибов" уделено внимание тому, какое отношение грибки имеют к пище, и как от них пищу защитить.

Актуальность исследовательских работ школьников по проблеме неправильного питания не надуманная, а весьма очевидная (ИР ученика 2 класса)
Актуальность исследовательских работ школьников по проблеме неправильного питания не надуманная, а весьма очевидная (ИР ученика 2 класса)
Данные из исследовательской работы "Молекулярная кухня: наука, искусство или еда на каждый день?" Практическая часть - исследование свойств веществ-загустителей для последующего получения молекулярной икры и молекулярных спагетти.
Данные из исследовательской работы "Молекулярная кухня: наука, искусство или еда на каждый день?" Практическая часть - исследование свойств веществ-загустителей для последующего получения молекулярной икры и молекулярных спагетти.

Думаю, многие согласятся, что питание современных детей - это головная боль родителей. Дети с первых дней знакомы с продуктами, содержащими усилители вкуса, красители и прочие улучшители. С этими "вкусняшками", да еще и в ярких коробочках с "бесплатными" игрушками, нормальные, здоровые, с минимальной обработкой натуральные продукты, зелень, простые овощи-фрукты не могут соперничать. Отсюда и начинаются диатезы, аллергии, проблемы с ЖКТ. А к моменту начала обучения в младшей школе у многих детей уже сформированы неправильные пищевые привычки и стереотипы питания.

Исследовательские работы школьников - это еще один способ показать детям, что во-первых, наука - это не что-то абстрактное и далекое - про космос, ракеты, сложные механизмы и природные явления на другом конце света, а абсолютно все, что нас окружает и с нами происходит, а во-вторых, так мы непосредственно показываем, в чем польза или вред того или иного продукта и той или иной привычки. Можно натереть мозоли на языке, доказывая и убеждая детей в чем-то, а можно раз и навсегда показать при помощи модельных экспериментов при выполнении научно-исследовательской работы.
Еще раз отмечу, что все выводы по изучаемым темам (по приведенным выше работам) мы сделали не на основе теоретических рассуждений, просмотрев пару учебников и несколько статей из интернета. В каждой работе выводы сделаны по выполненным экспериментам и анализам, в домашних условиях, с доступными любому человеку продуктами из супермаркета, веществами из аптеки, он-лайн магазина, хозяйственного магазина, отдела для садоводов, автолюбителей, магазина электроники и т.п. Ничего запрещенного, строго химического и опасного. Но разумная техника безопасности и контроль взрослых несомненно - обязательны!!!

Я - Рачинская Мария - внештатный тьютор по подготовке научно-исследовательских работ школьников по естественным наукам, соруководитель и руководитель научно-исследовательских работ, популяризатор детской науки и исследований школьников по естественным наукам.

Считаю, что интересом к науке и любовью к знаниям люди "заражаются" в детстве.

-5
-6
-7

Больше - про детскую науку, популярную науку, подготовку НИР школьников по ЕН, конкурсы ИР и научно-практические конференции школьников в группе ВК "Есения" (ссылка выше).

И мы начинаем подготовку НИР для следующего детско-научного сезона. Присоединяйтесь!


Еда
6,93 млн интересуются