С аутостимуляциями бороться сложно. Т.к. аутостимуляция - ближе к физиологии, чем к поведению.
В тяжелых случая аутостимуляции могут занимать большую часть личного времени ребенка.
У одного дефектолога я нашла статью про аутостимуляцию, якобы ее можно лечить: массаж, иглоукалывание, физиотерапия и пр.
Но единого алгоритма лечения и гарантии излечения нет. Можно убрать нежелательное поведение, можно и деньги профукать.
Если аутостимуляции...:
- не опасны для здоровья/благополучия ребенка/окружающих;
- не слишком сильно привлекают внимание;
- не занимают большую часть времени ребенка.
...лучше их не трогать, нет гарантии, что на месте подавленной аутостимуляции не заведется другая, похуже.
Более того, стимы иногда позволяют детям:
- сбрасывать нервное напряжение;
- лучше усваивать информацию.
Будьте деликатны с безобидными стимами. У меня в школе был безобидный стим - грызть карандаши, чтобы сосредосточиться на уроке. Сожрав с десяток карандашей и ручек, я переключилась на рисование. Оба эти стима помогали осваивать учебную программу. Как жаль, что не все учителя реагировали на это адекватно.
Учительница химии у нас была очень сильной, но при этом очень резкой, этакий Северус Снейп в юбке. Она единственная запрещала мне рисовать на уроке в то время, когда объясняла тему. Если я "отвлекалась", она вырывала тетрадь со словами: "Нечего мне тут козлов рисовать!" В результате я посредственно знаю этот предмет: слишком много энергии уходило на то, чтобы не рисовать.
Поведенческие методы коррекции:
NCR - дать доступ к безобидным стимуляциям и сенсорным играм.
Структурирование среды. Структурировать время ребенка, чтобы времени на глупости было меньше.
Обогащение среды: добавляем сенсорные игры, виды сенсорной разгрузки, например, батут, на котором можно прыгать в перерывах между занятиями. У нас в виде батута целая кровать :)
Дифференциальное усиление. Обучать социально одобряемым способам времяпровождения, которые если не вытеснят полностью, то значительно потеснят аутостимуляцию:
- речи (частично подавляет мычание и эхолалии);
- занятиям;
- самообслуживанию;
-играм (имитативные, ролевые, сенсорные, игры с правилами, хобби).
Да, аутистов на полном серьезе учат катать машинки и кататься с горки! И даже шоколадки за это дают!
В районе двух лет мой ребенок много времени проводил лежа на полу и катая машинку. Это был стим.
Сейчас он:
- играет в ролевые игры (правда сам собой);
- просит родителей почитать;
- занимается;
- общается с детьми и взрослыми.
Хотя стимы никуда и не делись, они занимают меньше времени.
Если ребенок не может таким способом разобраться со своим стимом, и стим вызывает неодобрение/вреден для здоровья, его учат замещающему поведению. Например, кусать яблоко, а не руку.
Также ребенка можно научить контролировать стим. Например, бегать из угла в угол на перемене, но не бегать на уроке.
Помните, что стим - отчасти бессознательный процесс. Дети могут не замечать, что они это делают. Поэтому перед работой с нежелательным поведением покажите ребенку видеозапись, где он стимится.
Также можно обратиться за помощью к нейропсихологам.
Нельзя: допускать, чтобы аутостимуляция мешала жизнедеятельности семьи, ребенка и общества, оставлять ребенка в одиночестве, включать игнор на неприемлемую аутостимуляцию: пускай себе стимится.
Например, если ребенок залип на ком-то или на чем-то, а у вас по плану урок или прогулка, отвлекайте, не стесняйтесь.
Продолжение темы:
Что такое сенсорная интеграция